Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Справедливость человеческая и Божественная

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Старец много говорит в своих трудах о справедливости, он не забывает и разделить справедливость мирскую и Божественную, очень интересен, думаю, будет читателю и этот раздел. Предлагаю Вашему вниманию труды Паисия Святогорца:

Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему.

Дай человеку хорошее, себе оставь гнилое

Человеческая справедливость нужна для людей не духовных, чтобы служить тормозом для людей мира сего.

Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении с Божественной справедливостью, человеческая равна нулю.

Правосудие Божие – это долготерпение

Оно имеет в себе так же смирение и любовь, Бог весьма справедлив и весьма сострадателен, его сострадание побеждает его справедливость.

Человеческая справедливость — был поступок должно быть наказание

Божественная справедливость: ты совершил поступок, раскаиваешься искренне? — Прощаю.

Мы находимся в руках Божиих, Бог наблюдает за нами и видит подлинно все, ему открыто сердце каждого человека.

Тот, кто стремится к справедливому отношению людей, – человек никчемный и совершенно недоразвитый.

Человек имеет право — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше прав он имеет.

Стараясь облегчить участь ближнего, доставить ему покой, при этом всецело предавая себя в руки Божии, ты не выбиваешься из сил. Но вот если выбившись из сил, ты скажешь другим, то все твои труды идут насмарку. И ты думаешь, что Христос тебя награди за то, что ты жалуешься на свою горькую участь ?

Насколько это возможно, старайтесь совершать ту работу, о которой я говорю. Это и есть духовное делание. Для того, кто не совершает это делание, не будет даже пользы от аскетических подвигов, а коли так, то и все остальное идет насмарку: и посты, и поклоны и так далее.

Я не говорю, что это делать не нужно, но не следует думать, что если мы все это выполняем, то у нас все в порядке.

С мирской точки зрения справедлив тот человек, суждение которого основано на человеческой справедливости.

Однако совершен человек, который справедлив не по законам человеческой справедливости, но по Божественной правде. В этом случае его благословляет сам Бог. Никогда не примешивая к своим действиям своего Я и собственной выгоды, я, можно сказать, вынуждаю Бога ниспослать мне Божественную благодать.

Любая даже самая совершенная человеческая правда всегда имеет в себе человеческие начала.

И пока в человеке духовном жива правда человеческая, дух старается исторгнуть из него эту правду — как чужеродное тело. А человек бьется, то побеждая, то побеждаясь, и душевно выбивается из сил. Однако, стяжав Божественную правду, человек очищается и приемлет Божественное просвещение.

Я был знаком с человеком, который регулярно ходил в Храм, постился, выполнял другие положенные христианину действия и думал о себе, что он живет духовно. При том, что он был очень богат. Не подавал милостыни, не оказывал помощь другим. Но когда я узнал, что он еще и своей сестре сдает квартиру, был просто омрачен. Такие люди находят способ успокаивать свой помысел, однако они не имеют настоящего успокоения. Руководствуясь человеческой логикой, мирской справедливостью, эти люди остаются равнодушными — в то время как на их глазах творится что-то серьезное, требующее их участия.

Это даже не правда человеческая, у таких людей и человеческой правды-то кот наплакал.

С одной стороны, жертвуют кому-то 100 рублей, а с другой из-за 10 рублей торгуются с таксистом. Как это объяснить?!

Сегодня среди людей есть некий порочный дух

Даже духовные люди стремятся к юридической справедливости и при этом еще утверждают, что веруют в Бога.

Обращение в суды и кляузы

Христиане не должны друг на друга обращаться в суд, даже если правда была на их стороне.

Вот поэтому некоторые теряют веру — по вине таких христиан. Люди видят, что кто-то ни в Церковь не ходит, ни бдений не совершает, а тем не менее не доходит до такого, как какой-нибудь христианин, который посещает Храм, бывает на всенощных бдениях, совершает все, что положено, и при этом тащит в суд какого-нибудь бедняка за, что что тот должен ему немного денег. И делает это только для того, чтобы отстоять свои права.

Ответ одного из таких «Я делаю так, для того, чтобы добиться справедливости».

Конечно, играет роль воспитание, которое люди получают в околоцерковных кругах.

И вот еще один пример. Знал нескольких девушек, которые не собирались замуж, хотели послужить Богу и помогали в больнице. И вот потребовалась помощь больному, у которого было подозрение на заразную болезнь. Однако ни одна из сестер к этому больному не пришла. Мол, мы боимся – и такая жертва не для нас. Мы живем для духовных занятий. И в этом нет оправдания, потому как нет смягчающих обстоятельств. Они не собирались замуж, у них не было детей, они собирались прожить в одиночестве.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда