Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Совет старцев

Совет старцев

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Беседа перед покаянием

Собирая материал для проекта, думал часто о том, как лучше написать в разделе покаяния так, чтобы раскрыть глубокую важность этого события в человеческой душе и по своему малодушию переживал, как это сделать. Изучая работы Святых отцов, у Святителя Игнатия Брянчанинова увидел очень интересную и объемную работу «Беседа перед покаянием». Работа была очень объемна, Вашему вниманию предоставляю оптимизированный мною труд Святителя, в который нечего добавить, его просто нужно прочитать с включенным сердцем и сосредоточенным вниманием.

Свойства и сила покаяния

Покаяние всемогуще, как установление всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния. Оно – дар, данный падшему естеству человеческому, оно – остаток нашей первобытной непрочности, как сознание это непрочности и сетование о потере ее, оно – воззвание крещения, оно – связь земли с небом. Им очищается, изглаживается всякий грех. Если ты обременен тяжкими согрешениями, нисколько не останавливайся приступить к покаянию. Малый грех останется неизглаженным, если согрешивший пренебрег покаяться в нем, как в ничтожном, по его мнению. Всемогущее покаяние спасло целые грады, царства, отменяло приговоры, уже произнесенные Богом.

Зачем же медлить?

Зачем останавливаться, приходить в сомнение и двоедушие, которыми увеселяется и укрепляется на нас дьявол?

Скажешь грехи многочисленные, тяжкие, долговременные приходят в сомнения и двоедушие, от постоянных грехопадений силы души пришли в изнеможение, чувствую ослабление самого произволения.

Так, грехи твои тяжки! Для всех врачей твое состояние неисцелимо, но не для врача — Господа всемогущего и бесконечно милостивого. Он не будет упрекать тебя, никакое жесткое слово не изыдет из его уст, Он призывает тебя к себе единственно, чтобы даровать тебе прощение и исцеление.

«Вроде особо нет грехов» – это только кажется

Сохранивший себя от смертных грехов, не должен думать, что он нуждается в покаянии немного. Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их в лице правосудия, и ты не представляешь, как сам страдаешь от этих грехов в душе, не видишь помрачение от них взгляда и мировоззрения своего.

Когда отстраним ослепляющее от нас развлечение, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояния душ наших с тем, что требуют заповеди Божии и что поясняют Святые отцы, тогда сами признаем малые грехи, уже немалыми.

Покаяние для всех

Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, в особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к Таинству Исповеди и последующему за ним Таинству Причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этих семи дней в жертву безрассудному развлечению и пустому времяпрепровождению, уже мы довольно всему этому жертвовали. Довольно занимались погублением себя. Ныне займемся своим спасением, изменением, очищением! Будем часто раскрывать книгу совести, будем всматриваться в свои пятна греховные, придем приготовлять их к омовению и исповеди.

Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога. Решись обнажить с откровенностью язвы перед священником (отцом духовным). Не оставляй в сердце тайной дружбы, тайной связи со грехом, скрывая его или отлагая открытие его до времени. Иначе твое покаяние будет не истинным, лицемерным, – в душе твоей будет оставаться залог, причина к продолжению греховной жизни. Неисповеданные согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непорицаемой тьме. С решительностью возненавидеть грех измени ему, обнажи его и примешь силу свыше сопротивляться ему.

Положи в себе твердое намерение проводить жизнь богоугодную

И немедленно приносить покаяние в тех поползновениях, которые случаются с тобой по немощи или по злохитрости врага или по стечению обстоятельств. Человеку свойственно падать и вставать, а падать и пребывать в падении свойственно падшим аггелам.

Предначертай в себе образ исправления, размысли, какие проки в тебе нужно оставить, какие добродетели должно насадить в тело и душу. Не однажды в течение недели думай об этом, а каждый день размышляй, что забыл сегодня, вспомнишь завтра. Чем более будешь погружать в рассмотрение себя, тем удовлетворительнее будут твои исповедь и покаяние, тем ощутительнее и обильнее  прольется в душу твою обновление, даруемое исповеданием.

Строгость к себе приносит неисчислимую пользу: очищает ум, оживляет душу

Если в продолжение недели будем пресыщаться, если будем увлекаться угождению тела, то можно ли ожидать, что мы рассмотрели себя должно ?

Во всех Благих начинаниях мы нуждаемся в помощи Божией!

Погрузись в благоговейное приготовление и благочестивое созерцание таинства исповеди!

Не согласись с помыслом лукавого, который будет внушать тебе:

Как сказать духовному отцу согрешение и гнусное, и низкое? Теперь скрой, и тебе будет менее стыдно говорить о грехе твоем, как о давно прошедшем и едва помнимом. Узнай голос древнего змия, приходящего в виде врага, да украдет у тебя благие мысли, да убиет тебя советом злохитрым и погубит отъятием спасения, предлагаемым тебе в покаянии Господом.

Отвратись от лукавого, не слушай его, не вкуси яда, смертоносного для души своей.

Отвергни ложный, пагубный стыд – хранитель грехов, отвергни его мать – гордость, обвини и осуди себя. Преклони главу в сокрушении духа, поведай грехи твои Богу — и осенит тебя при посредстве служителя Божией благодать Святаго Духа, внося в дом души твоей отпущение грехов и взамен их правду от Бога со спасением вечным да блаженствуешь и да прославляешь Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда