Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Ход таинства

Ход таинства

В этой статье я расскажу Вам о ходе самого таинства, о чем возносятся молитвы и в общем о смысле происходящего.

Для начала стоит узнать, что существует несколько вариантов Благословения на брак

  1. Таинство венчания для молодоженов,
  2. Таинство венчания для людей, вступающих в брак во второй раз,
  3. Таинство венчания для зрелых, поживших в браке людей, у которых дома уже царит детский смех внуков.

Мы не будем рассматривать отдельно каждый вариант, а рассмотрим «Таинство Венчания для молодоженов», которое является основополагающим для двух других вариантов.

Отличия двух других от основополагающего логичны. Для второженцев и для людей, поживших в браке, у которых уже за плечами много опыта, опускается «Обручение», и молитвы читаются совсем другие, нежели для молодых, они сменяются прошением о прощении грехов, о старости, об их поколении — на усмотрение священника, но мне попадалась в требниках различная практика, в одном варианте возложение венцов не использовалось, во втором использовалось — это не будет ошибкой, в данном случае наиболее важным и неизменяемым является так называемая формула венчания: «Господи Боже Наш, славою и честию Венчай я». Поэтому доверяйте грамотности священников на Вашем приходе.

Итак, мы с Вами рассмотрим полное Таинство Венчания с обручением

Таинство может быть совершено как с хором, так и без него, как с диаконом, так и без него, как с пономарем, так и без него — другими словами, один священник может совершать таинство, но с хором и диаконом намного торжественнее и молитвеннее.

Молодые встают лицом к Алтарю

Прежде всего молодые встают у входа храм, лицом к алтарю, либо в задней части храма у дверей , жених с правой стороны, невеста — с левой. Где начнется таинство, заранее Вам подскажут в храме, оба варианта не будут ошибкой, но наиболее практично для удобства венчающихся и гостей начинать действия в самом храме.

К встрече молодых в Храме уже все подготовлено, остаются некоторые нюансы

Заранее подготовлен столец в середине храма, длинное полотенце перед ним, священник на специальной тарельце положил кольца жениха и невесты на престол, а рядом с ними нам престоле поставлены иконы Спасителя и Божией Матери — которые на престоле освящаются таким образом: открываются Царские Врата, включается в храме весь свет, священник выносит Евангелие и Крест и возлагает их на подготовленный столец. Подходит к венчающимся, благословляет их возжигает им свечи и дает в руки.

Каждение

Кадилом крестообразно совершает каждение. Здесь, на усмотрение конкретного священника, может и не совершаться каждение, а может совершаться не только каждение венчающихся, но и «малое каждение храма». В данном случае это не критично.

Далее начинается «Обручение»

Священник: Благословен Бог наш всегда: Ныне и присно и во веки веков.

— Хор или народ: Аминь

Священник призывает предстоящих на венчании к молитве и сам начинает молиться, возглашая:

Миром Господу помолимся!

— Хор или народ: Господи, помилуй!

Важно молиться всем предстоящим

Народ же стоит, не потупивши взгляд, а раскрывая свой слух, внимая в каждое слово сказанное священником, которое на данный момент обращено и к людям, в конце каждого прошения мы слышим «Господу помолимся» — это прямое обращение к народу о молитве.

Священник возглашает многократно различные прошения во всеуслышание

Священник, возглашая ектению, произносит ее в общепринятом для церкви ритме, бодро, не раздражая слух молящихся, но при этом не монотонно, для того чтобы не растерять человеческое внимание

О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся!

—— Хор или народ: Господи, помилуй!

О мире всего мира, Благостоянии Святых Божиих Церквей и Соединении всех, Господу помолимся!

— Хор или народ: Господи, помилуй!

О Святем Храме сем, с Верую Благоговением сходящих в онь Господу помолимся!

—— Хор или народ: Господи, помилуй!

Сама ектения очень похожа на мирную, но по случаю обручения добавлены специальные прошения, о молодых супругах.

Часть прошений мы рассматривать не будем, так как основная задача — раскрыть смысл таинства, а не рассматривать скрупулезно весь чин.

О Рабе Божием Имя жениха, и рабе Божией Имя невесты, ныне обручающихся друг другу и о спасении их, Господу помолимся!

—— Хор или народ: Господи, помилуй!

О еже податися им чадом в приятие рода и всем яже ко спасению прошением, Господу помолимся!

—— Хор или народ: Господи, помилуй!

Некоторые прошения, например, в чине таинства венчания, предназначенном для людей, так скажем, поживших в браке лет тридцать будут иными, потому как, если венчающимся по 65 лет, то о каком деторождении у Бога просить, они заменены на прошения, необходимые конкретному возрасту или опущены вовсе. Сделано это для того, чтобы не бросать напрасные прошения перед Богом и не вводить молящихся в недоразумение.

О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся!

О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере Господу помолимся!

О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере, Господу помолимся!

Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся!

О избавитися нам от всякие скорби гнева и нужды Господу помолимся!

Заступи, Спаси, Помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию!

Два последних прошения, которые мы здесь рассматриваем, затрагивают интересы не только молодоженов, но и всех предстоящих и молящихся людей.

Далее священник молится краткой молитвой, после чего проходит в алтарь, берет кольца и преподносит их обручающимся

Благословляет крестообразно по очереди жениха и невесту, держа в той же руке кольцо, надевает на палец каждому из них слегка, далее переменяет кольца друг друга и произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь».

После чего молодожены надевают кольца друг другу обычным образом, то есть так, чтобы кольцо не упало

Священник читает молитвы, в которых упоминаются имена древних христиан, из ветхого завета, вспоминаются исторические события, которые встречаются в Библии и связанны с бракосочетанием и Благословением Господа Людей на обручение.

После этого священник возглашает краткую ектению

Начинается само Таинство Венчания

После Обручения начинается сам чин Таинства Венчания, когда молодожены берут друг друга за правые руки, так как если бы они здоровались, священник сверху покрывает их руки епитрахилью, кладет свою руку сверху и начинает возглашать торжественно стихи из 137 псалма, и в это время священник начинает вести пару с конца храма на середину. Если же обручение проводилось вне храма, то священник заводит молодоженов также на середину храма, они останавливаются у расстеленного полотенца и не ступают на него до времени. Гости также продвигаются вперед.

Блажени вси боящиеся Господа

— Хор или народ: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Ходящие в путех его

— Хор или народ: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Труды плодов своих снести

— Хор или народ: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Мы не будет рассматривать все стихи, хотя их не так много, при желании в индивидуальном порядке расскажу, кому интересно.

После того, как молодожены остановились у рушника, закончились стихи псалма

Священник поворачивается к молодым и говорит поучительное слово, безусловно, священник уже встречался до организации таинства с молодоженами, проверял их намерения, готовил их к таинству, многое, что было сказано. Но сейчас особое время, когда пришло время совершения таинства, когда человек должен проникнуть в смысл таинства, почувствовать Божественную Благодать, осознанно подойдя к нему и внимая каждому слову, сказанному священником на молитве. И священник, понимая это, должен подобрать такие слова, которые помогли бы совершиться таинству с горячей молитвой, с учетом не только молодоженов, но и присутствующих, ведь когда совершается таинство и все считают мух, таинство, конечно же, имеет Благодать, но, если все будут внимать и молиться, Благодать будет бОльшая, потому как больше молящихся и их молитва не формальна, а сугуба.

После это священник обращается к молодоженам к каждому по отдельности

Вопрошая первого жениха: «Имаши ли, (имя Жениха), произволение Благое и непринужденное и крепкую мысль пояти себе в жену сию (имя Невесты), юже зде пред тобой видеши?»

На всякий случай поясню, в представленном вопросе к жениху священник спрашивает, имеет ли он добровольную волю и согласен ли он и самостоятельное ли его решение взять в жены невесту.

 

(Маленькое отступление: таковой вопрос актуален лишь для молодых и второбрачных, для чина Благословения на Брак поживших людей таковые вопросы священник не задает, по понятным причинам).

Отвечает жених: «Имам, Честный Отче».

Под таковым ответом жениха подразумевается, что он имеет твердую добрую самостоятельную волю взять в себе жену невесту, которая стоит рядом.

Второй вопрос от священника жениху: «Не обещался ли еси иной невесте?»

Жених отвечает: «Не обещался, Честный Отче».

Аналогичные вопросы будут задаваться и невесте, аналогичные ответы дает и она.

После чего священник вновь просит молодоженов соединить правые руки, накрывает их епитрахилью и способствует движению вперед молодоженов так, чтобы они встали на рушник

Одновременно с этим священник возглашает: «Благословенно Царствие Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Хор: Аминь

Таинство Венчания начинается с большой ектении, в которой, как и прежде, по умолчанию призывает всех стоящих и молящихся собраться с мыслями и вниманием, слушая каждое прошение и внимая ему.

Хочется выделить особые прошения данной ектении:

О еже благословитися браку сему, якоже в кане галилейстей, Господу помолимся!

О еже податися им целомудрию и плоду чрева на пользу, Господу помолимся!

О еже возвеселитися им видение сынов и дщерей, Господу помолимся!

О еже дароватися им благочадия восприятию и незазорному пребыванию, Господу помолимся!

О еже даровати имже и нам вся ко спасению прошения, Господу помолимся!

В каждой ектении есть прошения, направленные не только на бракосочетающихся, но и прошения обо всех предстоящих

О еже избавитися имже и нам от всякие скорби, гнева и нужды, Господ помолимся!

Вновь мы рассматривать все прошения не будем.

После чего священник возглашает к народу: «Господу помолимся!», и каждый вновь собирается с мыслями, начинается молитва.

Священник сугубо со вниманием начинает молиться

Впереди 3 больших, интересных, глубоких молитвы, в которых вновь вспоминаются праотцы из Ветхого Завета, которые также выбрали семейный путь и родили множество детей, события благословения брака самим Господом в Новом Завете, сугубые прошения Господу о предстоящих молодоженах: жизнь мирную, долголетия, целомудрие, любовь в союзе мира, продолжение рода, дать в их дом всего благого с изобилием, дабы они будут помогать от этого изобилия другим нуждающимся и многие другие прошения и события, связанные с родом человеческим, упоминаются в этих сугубых молитвах, согревая душу молящихся и подготавливая их к кульминации событий таинства Венчания.

Венцы

По окончании молитв священник берет венец, на котором изображен Спаситель, обращается лицом к молодоженам: «Венчается раб Божий (называет имя жениха) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь»

При этом венцом благословляет, жениха, невесту, обоих и надевает венец, на жениха.

После священник берет венец, на котором изображена Божия Матерь, проводит аналогичные действия, называя первой имя невесты и ее благословляя первоочередно, после чего надевает венец на нее.

Самый ответственный момент венчания

Наконец, самый ответственный момент, подготовкой к которому все прошедшее ранее являлось, ради которого возносились все молитвы, для которого все и собрались, священник начинает венчать.

Обращаясь к Богу в сторону алтаря, священник воздевает руки и произносит во всеуслышание: «Господи Боже Наш, Славою и Честию Венчай я».

Поворачивается и благословляет молодоженов, и так делается трижды, после этого момента молодожены уже венчаны, но на этом таинство еще не заканчивается, впереди не менее значимые действия и молитвы, которые имеют важный смысл.

Сразу священник возглашает торжественно прокимен, в котором четко выражается смысл праздника

Прокимен — это стих из псалма, который возглашает чтец или священнослужитель перед чтением Апостола и Евангелия. Прокимен отображает смысл праздника или события.

Например, прокимен на Венчании:

Прокимен глас 8: Положил на главах их венцы от камени честных, живота просиша у тебе и дал еси им.

Прокимен совместно со стихом красиво распевается священником, повторяется хором.

Торжественное чтение Апостола и Евангелия (отрывки очень глубокие по смыслу, и их важно слушать)

Далее читается послание святого апостола Павла. Русская Православная Церковь получила очень ценное наследие, которое досталось нам от апостолов, учили апостолы людей после того, как на них сошел Святой Дух, исполняя Волю Божию, и своими наставлениями изрекали много премудрости Божией. Так, апостол Павел обращался к народу с посланиями на различную тематику, в том числе и семейную.

Важно понимать, что чтение апостола и Евангелия — это не молитва, это крупинки Божественной премудрости, которые дошли до нашего времени, а потому, когда читаются таковые чтения, присутствующие со вниманием слушают и удивляются.

Не дословно, но все же постараюсь донести смысл апостольского чтения, которое читается на Венчании. В нем говорится о том, что жены должны слушать своих мужей во всем, как Господа, т. к. муж глава есть жены, как и Христос — Глава Церкви и той есть спаситель тела. Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос любит церковь, и себя предал за нее. Мужья, любите своих жен, как себя и свое тело, тот, кто любит свою жену, тот и самого себя любит. И кто когда свое тело возненавидит, но питает и греет его. Так оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в одной плоти. Тайна эта великая. Муж свою жену да любит как себя, а жена да уважает и боится обидеть своего мужа. Апостол четко отображает основное принципы, на которых строится семейная жизнь: жена выходит за мужа, и муж — глава семьи, жена уважает своего мужа и боится его обидеть, оскорбить, муж любит жену свою настолько, что его любовь перекрывает все взаимонепонимания и прочие ситуации, которые способны вывести человека из равновесия. На самом деле здесь апостол мыслит намного глубже, но это отдельная тема для обсуждения.

После окончания апостольского чтения священник начинает читать Евангелие, на Венчании Церковь читает Евангелие от Иоанна. Вспоминается Евангельское событие, первого чуда, которое сотворил Господь. Господь с Матерью Божией был приглашен на брак в Кану Галилейскую (так назывался маленький город в Израиле), и закончилось на празднике вино. Господь велел наполнить емкости воды, и наполнили водоносы водой емкости, и Господь претворил воду в вино. Распорядитель пира удивился необычайному вкуса вина. И все удивлялись. И уверовали в него тогда его ученики.

А это событие стало для людей не только чудом претворения воды в вино, но и благословением брака.

Возглашение ектении

После чтения Евангелия священник возглашает ектению, но теперь не мирную, а сугубую, это название ектения получила из-за того, что прошения построены таким образом, что по-другому как сугубая молитва их не назовешь, начинается ектения:

Рцем вси от всея души и от всего помысления нашего рцем.

Далее прошения за прошением усиливают молитву, и в середине ектении, вместо «Господи, помилуй!», хор или народ отвечает: «Подай, Господи!»

После окончания ектении народ поет молитву «Отче Наш», напоение молодоженов вина из одной чаши

Священник читает молитву на освящение общей чаши с вином, поворачивается к молодоженам, и они по очереди испивают ковшец с вином, как ту чашу, которую они пронесут вместе на протяжении всей своей жизни с радостями и горестями.

Соединение правых рук молодоженов и троекратное движение священника и поддерживаемых ими молодоженов вокруг центральной иконы

После того как чаша испита, священник, вновь просит молодоженов соединить правые руки, сам покрывает их руки епитрахилью, сверху крепко берется своей рукой, в другой руке держит крест и ведет их к центральной иконе, делая круг вокруг нее, при этом хор или священник поют тропари. Обхождение центральной иконы совершается трехкратно.

Поем на Глас пятый (обозначение гласа, означает тон и мотив)

Священник возглашает первую часть тропаря, хор допевает

Исаие, Ликуй, дева име во чреве и роди сына Еммануила, Бога же и человека, восток имя ему, егоже величающе, Деву ублажаем.

Поем на Глас седьмый:

Святии мученицы, добре страдальчествовавши и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим!

Слава Тебе, Христе Боже Наш, Апостолов похвала, мучеников радование, ихже проповедь, Троица единосущная.

После третьего круга возвращаемся на свои места, священник поворачивается к молодоженам и поочередно снимает венцы

Жениху

Обращается к жениху и снимает с него венец: «Возвеличися, женише, якоже Аврмаам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире, и делай в правде заповеди Божия».

Невесте

Обращается священник к невесте и снимает с нее венец: «И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселис,я якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящиеся о своем муже, хранящи пределы закона зане тако Благоволи Бог».

Священник, возглашая к жениху и невесте, упоминает имена, но для того, чтобы понять смысл и глубину сказанного, читателю рекомендуется обратится к Ветхому Завету, например в книге «Закон Божий», очень кратко изложены исторические события, связанные с этими именами, — пожалуйста, изучайте самостоятельно.

Далее священник читает несколько молитв лицом к алтарю. Он поднимается на амвон и с амвона совершает отпуст

Торжественно возглашает священник

Возглашает: «Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение подаждь, Господи, ныне сочетовавшися в браке общения (называет имя жениха и невесты) и сохрани их на многая и благая лета!»

Хор поет многая лета

Хор или священник начинает петь: «Многая, многая, многая, многая, многая лета, многая лета, мнооогая лета, сохрани, Господи, даруй им, Господи, многая лета, многая лета, мнооогая лееета, многааая лееетаааа!»

Благословение супругов на солее

Священник приглашает молодую пару на солею (это возвышенность перед алтарем), благословляет крестом и иконами, освященными на престоле, говорит краткое слово напутствия, которое слышно только им.

И очень надеется, что они проживут долгую, счастливую совместную жизнь, обращаясь к Богу со славословием, просьбами и благодарностями каждый день дома и хотя бы раз в неделе посещая Божий Храм, наполняя свою душу Божественной Благодатью.

По окончании таинства не забудьте забрать Свидетельство о Венчании, в котором должен расписаться совершающий таинство священник.

Принято благодарить совершающего таинства священника — это и является его трудом и  живет он на Ваши пожертвования. Ведь все, что было Вами оплачено в регистратуру Храма, это, как правило, идет на его содержание, вне зависимости от того, кто Вас венчает – настоятель или клирик Храма, часто таким образом, через Вас, Господь благодарит священника за его труд, поскольку просто так, из ниоткуда, ему никто не поможет, только через Вас, дорогие друзья! Поблагодарить лучше лично, потому как если положите благодарность в церковный ящик, средства пойдут исключительно на содержание Храма. А священник тоже очень нуждается в Вашей помощи.

Спаси, Господи, Вас за внимание!

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда