Уважаемый читатель!
Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.
Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.
Совесть
О совести многие слышали, еще большее количество людей чувствовали и ощущали ее действие на себе, но есть и такие, кому это чувство стало чуждым со временем. Но Совесть – это свойство души, это та сила, которая способна человека обличить и подтолкнуть его на изменение.
Обращаясь к Святым отцам, находим следующие изречения, которые тезисно, но очень четко нам удалось собрать из трудов Святителя Игнатия Брянчанинова.
Совесть — естественный закон
Свойства совести
Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро и зло.
Это чувство яснее различает добро и зло, нежели ум.
Совесть и Ум
Труднее обольстить совесть, нежели ум.
И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбовною волею, долго борется совесть.
Совесть и Церковь
Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть, уклоняет ее от правильного действия.
Потемнение и притупление совести
Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть — произвольные согрешения.
Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.
Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляют ее.
Совесть на суде Божием
Умертвить совесть — невозможно. Она будет сопровождать человека до Страшного суда Христова, там и обличит ослушника своего.
Развитие или притупление?
Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом.
Согрешая, человек затупляет это острие, в душе развивается мрак и хлад небрежения и нечувствия.
Нечувствие совести
Нечувствие наконец соделывается обычным состоянием души. При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя.
Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки столько же сильные, как природа, а иногда и более сильные, нежели природа.
Греховные навыки
Греховные навыки называются страстями. Человек, не замечая того, становится неприметным образом окован отовсюду грехом, в плену у него, в рабстве.
Пренебрегая совестью
Кто, пренебрегая постоянными напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство греха, тот только с величайшим трудом, при содействии особенной Божией Помощи возможет расторгнуть цепи этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы в природные свойства.
Очищение и хранение совести, сохраняя ее ценность
Со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть.
Храни совесть по отношению к Богу, исполняй все повеления Божии.
Храни совесть по отношению к ближнему, не довольствуйся одною благовидностью твоего поведения к ближним. Ищи от себя, чтобы сама совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое будут направлены в отношение к ближнему, заповеданное Господом.
Храни совесть к вещам, удаляя излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься, — творения Божии.
Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты — образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости самому Богу.
Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень Геенны.
Бесконечная радость обымет душу, на которую воззрев, Господь признает в ней сходство с собою, увидит в ней красоту, которую он по бесконечной благости своей усвоил ей при сотворении.
О наличии нравственного закона напоминает человеку совесть, она является носительницей и выразительницей этого закона. Совесть непременно является свойством души. Она оценивает наши поступки с двух сторон: «Добра» и «Зла».
Некоторые поступки совесть принимает и одобряет, другие отвергает и осуждает. В результате деятельности совести человек чувствует радость или скорбь, удовлетворение или недовольство.
Разум, чувства, воля — составляющие человеческой души
Правильное состояние — это когда совесть оценивает состояние только собственной души. Об этом говорил Сам Господь: «Не судите, да не судимы будете» (МФ. 7.1).
Призвание совести «слышится» в каждой человеческой душе, однако состояние совести у разных людей сильно отличается. Это зависит от греховности конкретного человеческого рода, воспитания.
«Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека» (Народная мудрость)
Если внимательно прислушиваться к призыву совести, она станет служить надежным средством, предупреждающим от совершения плохих поступков.
Те, кто прислушивается к своей совести, начинают бороться с грехом и наслаждаются душевным покоем и миром. Кто не прислушивается, противится совести, тот испытывает тревогу, смятение.
Очистить совесть, душу — возможно только покаянием перед Богом и Причастием Святых Христовых Таинств.
При разработке данного раздела (текст, структура формирования материала, форма его подачи) частично использована книга священника Андрея Мекрюкова и Елены Олеговны Момот «Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя» (Из серии «Воскресная школа для детей»), — «Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви», — Москва, 2015.