Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Скорбь

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов

Скорбь – это то, что причиняет нам беспокойство, нарушает мир и покой.

Какие скорби бывают?

Скорби делятся на душевные и телесные. К душевным относятся скорби, связанные с грехами, с духовными переживаниями, а к скорбям плоти относятся болевые эффекты, болезни разные. Бывает еще, что душа болит так, что тело изнемогает и скорбит вместе с душою. Бывают скорби житейские, скорби семейные, профессиональные.

Но прежде всего о причинах.

Причин скорбей много. Важно, чтобы человек немножко вышел из состояния сытости, покоя и комфорта, состояния стабильности. Все это приводит человека к расслаблению, то есть к деградации духовной. И поэтому скорбь, когда приходит, начинает человека взбадривать, заставляет его обращать внимание на внутренние вещи: может быть, он делает что-то неправильно, и его совесть начинает обличать. И человек начинает думать, где же он был неправ, что же сделал греховного.

Поэтому первейшая причина появления скорбей – это пробуждение к духовной жизни.

А второе, как апостол Петр говорит, страдающие плотью перестают грешить. Человек, находясь в страдании, не то что не способен ко греху, но о грехе думает меньше. Допустим, человек крепкого здоровья с радостью идет блудить, и ничто его не останавливает до тех пор, пока он не заболеет.

Если человек начинает пребывать в немощах от скорбей, то он становится более мягким по отношению к другим, и, соответственно, менее подверженным греху.

Скорбь – это хорошо или плохо?

Скорбь – это хорошо. У каждой медали есть две стороны. Саму по себе скорбь святые отцы не только просили, а благодарили за них Бога и просили, чтобы Господь эти скорби не отнимал. Если не было скорбей, молились и раскаивались перед Богом – они считали, что если нет скорбей, значит, Господь забыл их. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): если человек скорбит, значит, на нем печать избранничества Божия. И ситуация такова, что в жизни должно проходить так: только внешние скорби закончились, на работе или еще с кем-то, начинаются скорби семейные, семейные неурядицы только закончились, начинаются какие-то внутренние скорби и проблемы. И, соответственно, человек, находясь постоянно в состоянии скорби, пробуждается к молитве, к покаянию, и, конечно, это хорошо. Но сама скорбь для человека, который любит покой, смерти подобна, и поэтому мы все сегодня скорбей избегаем.

То есть, можно сказать, скорби – это полезно: в них человек активизируется в своей духовной жизни. Но помимо пользы есть еще что-то?

Что касается пользы, она вообще многообразная, человек скорбящий может и милостыню творить, и человека простить; будучи без скорбей, он может этого не сделать. Поэтому скорбь, безусловно, приносит человеку пользу, но только в том случае, если человек терпит это все с благодарением Богу. Как говорят святые отцы, если ты просто терпишь и не благодаришь Бога, не участвуешь в этой скорби, как говорит преподобный

Амвросий Оптинский, то скорбь не приносит плодов, и человек, который может укрепиться и благодарить Бога, превращается в ропотника, а это приносит обратный эффект. Но если человек к скорби относится правильно, он получает, безусловно, пользу, которая прежде всего выражается, как мы уже сказали, как в духовном пробуждении, так и во внутреннем прозрении, настрое на покаяние, на смиренномудрие – скорбящий человек не высокомудрствует, он сокрушен, немножко подавлен. И это состояние помогает человеку если не избежать, то как-то умерить свои страсти, чтобы не сделать конкретно какого-то грубого греха.

Человек становится еще и сочувствующим, и сопереживающим.

Да, он размягчается от скорби. Говорил же преподобный Исаак Сирин, что скорбь – это путь к Богу, то есть невозможно прийти к Богу без скорби. Если мы посмотрим всех, кто приходит в храм, 90%, а может быть, и больше, это те, кто пришли, из-за скорбей – потери ближних, скорбей на работе, уныния (очень часто, бывает, уныние так гнетет людей, что они от неизбывности приходят в храм).

А если, как Вы сказали, человек становится ропотником, начинается некая ненависть не только к своей жизни, но и ко всему окружающему?

Да, и к Богу тоже, и это называется – путь к сатане. И сегодня мы видим очень много примеров, когда люди, озлобившись не только на окружающих, но и на Бога, реально становятся неспособными к добру: у них все и во всем виноваты. Единственный, кого они готовы оправдать, сатана, как бедный падший дух, который захотел свободы от Бога, но не получил и был за это наказан. Это все так и происходит.

Надо уметь быть благодарным за все

Как же переносить все-таки скорбь?

Скорбь нужно переносить с благодушием. Благодушие – это добродетель, которая сегодня дается не сразу. Любая скорбь подавляет человека, наполняет душу смущением, сомнением, отягощает и отяжеляет. Но благодушие, когда человек настраивает душу свою на благие мысли и с терпением благодарит Господа, соответственно, прощает обидчиков, молится за тех, кто причиняет ему скорби, приносит ему неоценимые плоды, и эти скорби начинают приносить человеку большие духовные радости и продвижение в духовной жизни.

Скорбь и последние времена...

Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), скорбь и последние времена суть друзья неразлучные, поэтому это подвиг последних времен. Нужно понимать, что мы должны вооружиться философией терпения этих скорбей и через скорби приобретать для себя духовные блага. Об этом и святые отцы говорили в древности, что со временем в людях вообще подвижничество ослабеет, но будут попускаться такие скорби, благодаря которым люди будут в Царствии Небесном впереди нас.

На что нужно обратить внимание в первую очередь, когда нас посетила скорбь?

Когда скорбь приходит, ни в коем случае не надо расстраиваться, нужно сразу обратиться к смиренномудрию, в молитвах благодарить Бога и укреплять свою душу именно благодушием. И скорбь будет просто от нас отходить, укрепляя и закаляя в духовной жизни.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда