Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Ход

Ход

Посвящение в чтеца и ипподиакона

Перед таинством священства ставленник проходит обряд хиротесии — возложения рук (руковозложение) епископа с молитвой.

Хиротесия — это обряд, не сообщающий даров священства, но дающий посвящаемому право на одну из церковных должностей низшего клира, церковнослужения (чтец, иподиакон). Совершается епископом до литургии посередине храма, в первой молитве епископ просит украсить посвящаемого нескверными и непорочными одеждами, просвятить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни, во второй молитве епископ обращается к Богу и просит дать ему со всяким разумом и мудростью творить чтение в храме.

Святость этого служения подчеркивается облачением чтеца в стихарь, который с древнейших имен именуется одеждой славословия. В этой одежде обычно изображаются святые ангелы, славословящие Господа на небесах.

Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения во чтеца, происходит посреди храма — это означает, что посвящаемый поставляется не к участию в молитве в алтаре, но к служению вне его и другим служениям в церкви.

Посвящение иподиакона во диакона

Хиротония — таинство священства, осуществляемое через рукоположение рук епископа и чтение особых молитв в алтаре, когда достойному христианину сообщается особая благодать для священнодействия и учения.

Диакону дается право неполного священнослужения, а только части его — служения при святых тайнах, но не совершение их.

При рукоположении во диакона ставленник должен быть ранее поставлен на служение иподиакона.

После евхаристического канона поставляемого во диакона из храма в царские врата провожают два иподиакона, а в алтаре встречает старший протодиакон и начинает водить троекратно ставленника вокруг престола, в честь Пресвятой Троицы, что и знаменует готовность посвящаемого навсегда служить Церкви. Целование углов престола и руки и пальцев епископа означает благоговение рукополагаемого к святости, любовь к Богу и почтение к епископу, через которого сам Христос низводит на него Божественную Благодать.

В алтаре совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особое служение, именно поэтому при обхождении престола поются венчальные тропари.

После чего рукополагаемый встает у правого угла престола на одно колено, и епископ громко читает тайносовершительные молитвы. Далее епископ громко объявляет имя рукополагаемого и степень, на которую он возводится, и призывает к молитве всех присутствующих в храме, потому как возведение в Сан — это общее дело Церкви.

Смысл тайносовершительной молитвы: слабый и немощный человек с помощью Божественной Благодати, которая немоществующего врачует и оскудевающего восполняет, через святительное рукоположение человек делается способным к служению Церкви в меру каждой даруемой степени священства.

После окончания молитв посвящаемый встает с колен и Владыко возглашает громко «Аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин». И ставленника облачают в диаконское одеяние. После рукоположения ставленника ждет серьезное длительное практическое служение в соборе либо монастыре, где имеется возможность обучения опытными священнослужителями.

Посвящение диакона во священника

Священник – не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура, но прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве не только за себя, но и за людей. Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа (игумен Иларион (Алфеев)).

При рукоположении во священника ставленник должен быть ранее рукоположен во диакона.

После Великого входа диаконы сопровождают ставленника из храма до Царских Врат, в алтаре ставленника встречает второй старший протоиерея, совершается данное действие так, потому, что диакон рукополагается во священники, саном выше, чем диаконы, и диаконы его оставляют.

В алтаре ставленника во священники водят трехкратно во круг престола, в честь Пресвятой Троицы, что знаменует готовность посвящаемого навсегда служить Церкви. Целование углов престола и руки и пальцев епископа означает благоговение рукополагаемого к святости, любовь к Богу и почтение к епископу, через которого сам Христос низводит на него Божественную благодать.

В алтаре совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особое служение, именно поэтому при обхождении престола поются венчальные тропари. Служение диакона отличается от служения священника. Священнику дается Благодать самостоятельно совершать все Таинства Церкви, кроме одного: священник не имеет право рукополагать.

После чего рукополагаемый встает у правого угла престола на оба колена, и епископ во всеуслышание читает тайносовершительные молитвы.

Епископ вполголоса говорит ставленнику: «Возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и даровании непорочного твоего священства».

Епископ громко объявляет имя рукополагаемого и степень, на которую он возводится, призывает к молитве всех присутствующих в Храме, потому как возведение в Сан — это общее дело Церкви.

Смысл тайносовершительной молитвы: слабый и немощный человек с помощью Божественной Благодати, которая немоществующего врачует и оскудевающего восполняет, через святительное рукоположение человек делается способным к служению Церкви в меру каждой даруемой степени священства. Епископ молит Господа, о удостоившего принять звание пресвитера, священнодействовать слова твоея истины, молит, показать его Благоугождающего Господу и достойно жительствуещего.

После окончания молитв посвящаемый встает с колен и Владыка возглашает громко «Аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин». И ставленника облачают во священническое одеяние. После рукоположения, ставленника ждет серьезное длительное практическое служение в соборе либо монастыре, где имеется возможность обучения опытными священнослужителями.

Священство православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей, и жизни своей, и высочайшему небесному священноначальствующему и священнодействующему и тайнодействующему сану своему. Каждый момент священнодействия священства значителен и ответственен, строго выполняются все действия, основные задачи перед рукоположением: выбрать правильного кандидата и правильно рукоположить, а после этого верующий иже не просто мирянин. Сразу после рукоположения он священник, которому многое дано и с которого многое спросится, он за многое в ответе и за себя, и за свою семью, и за свою паству, за каждое слово и действие он в ответе вдвойне.

Как сказал о новорукоположенном Григорий Богослов, теперь должен «он стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить жертву на горний жертвенник, священнодействовать с Христом».

Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов (Преподобный Серафим Вырицкий).

С момента рукоположения начинается не жизнь, а житие, не деятельность, а служение, не разговоры, а проповедь, не немощь долголетнего расслабленного, а дерзновение друга Христова.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда