Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

О рассеянной и внимательной жизни

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

  • Сыны мира признают рассеянность невинною, а Святые отцы признают ее началом всех зол.
  • Человек, преданный рассеянности, имеет обо всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие.
  • Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловременны.
  • Рассеянный чужд любви к ближнему, равнодушно смотрит на бедствия людей, легко возлагает на них бремена неудобоносимые.
  • Скорби сильно действуют на рассеянного потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей.
  • Если скорбь сильна, но скоропреходяща, то рассеянный скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокрушает его.
  • Рассеянность сама карает преданного ей: со временем все прискучивает ему, и он, как не стяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предается томительному бесконечному унынию.
  • Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных.
  • Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца и направляя их по завещанию Евангелия.
  • Навык внимать себе предохраняет от рассеянности и среди окружающего со всех сторон шумящего развлечения.
  • Без усиления бдительности над собою невозможно успеть ни в одной добродетели.
  • Безрассудно — провести краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении бесчисленных мелочных неудовлетворенных прихотей и желаний, ветрено перебегая от одного чувственного удовольствия к другому, забывая и пренебрегая вечностью.
  • Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость наравне с многоядением и многопитием. Такой человек прилеплен к земле, занят одним временным и суетным. Служение Богу делается для рассеянного предметом сторонним, самая мысль об этом служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна.
  • Внимательная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств — изощряет, укрепляет, образует действие душевных чувств, она питается непрерывным действием чувств телесных.
  • Тщетно рассеянные приписывают невинность жизни рассеянной. Этим они обличают злокачественность недуга, их объемлющего. Их недуг так велик, как притупляет чувства души, что душа болезнующего им даже не ощущает своего бедственного состояния.
  • Желающие научиться вниманию должны воспретить себе все пустые занятия.
  • При деятельной жизни люди помогают человеку стяжать внимание, напоминая ему о нарушении внимания. Подчиненность есть лучшее средство приучиться ко вниманию, никто столько не научит человека внимать себе, как его строгий и благоразумный начальник.
  • При служебных твоих занятиях, посреди людей, не позволяй себе убивать время в пустословии и глупых шутках, при кабинетных занятиях воспрети себя мечтательность – и скоро изострится твоя совесть, начнет указывать тебе на всякое уклонение в рассеянность как на нарушение евангельского Закона, даже как на нарушение благоразумия.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда