Христианин, понимая, что главнейшая добродетель – это любовь, прежде всего должен научиться любить себя, потом свою семью и далее – окружающих его людей.
Для того, чтобы полюбить себя, нужно увидеть в себе образ Божий. С этой целью необходимо развиваться, совершенствоваться, стремиться быть достойным носить образ Божий. Ведь образ Божий выражается в человеке всеми добрыми способностями души.
Забота христианина о своей душе проявляется в развитии ее основных свойств: ума, чувства (сердцем), воли.
Умом человек познает окружающий мир, а также свой внутренний духовный мир.
Сердцем человек отзывается на впечатления из внешнего мира и на свои внутренние переживания.
Волей человек направляет свои поступки.
Христианское воспитание ума изначально должно быть направлено на познание истин православной веры. Только в этом случае становится возможным понимание смысла, значения цели мира, мировой истории и человеческой жизни. Без Христа истинное знание о мире и о человеческой душе невозможно.
Для воспитания ума человеку необходимо иметь трудолюбие. Ленивый ум не способен к совершенствованию. Не обойтись также и без скромности, поскольку гордый человек не желает никого слушать, считает себя самым умным. Такой человек окажется отстраненным от самой истины – Господа Иисуса Христа. Для христианского воспитания ума необходимо чтение и слушание Святого Писания, житий Святых отцов и их творений, их чтение обогащает наш разум верными познаниями духовной жизни, взятыми из опыта, они учат нас тому, как следует заботиться о своей душе и как не допускать многочисленных ошибок и заблуждений.
И самое главное, необходимо не забывать, что проясняют ум богослужение, молитва и участие в Таинствах, без которых ум человека чисто теоретическими знаниями не сможет воспринять духовные истины во все их полноте.
Хорошо, если человек имеет возможность понимать богослужение, прислуживать в алтаре, читать и петь на клиросе – это очень хорошая практика воспитания ума.
И, конечно же, дорогой друг, больше читай книг, познавай, ведь именно чтение и познание развивают память, речь, кругозор.
При разработке данного раздела (текст, структура формирования материала, форма его подачи) частично использована книга священника Андрея Мекрюкова и Елены Олеговны Момот «Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя» (Из серии «Воскресная школа для детей»), — «Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви», — Москва, 2015.