Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Богооткровенный закон. Заповеди

Только с Богом человек может быть по-настоящему счастливым, а для этого необходимо жить по совести, носительнице естественного нравственного закона, которую вложил Творец в человеческую душу.

Грехопадение повредило человеческую душу и повлекло за собой расстройство душевных сил человека. Ум стал заблуждаться, воля стала склоняться больше к злу, чем к добру. Совесть перестала удерживать человека от совершения зла.

Для четкого понимания греха, человеку Бог дал закон (заповеди, правила, рекомендации), нарушив которые, человек вредит себе, а иногда и окружающим.

Богооткровенный закон был сообщен  Богом людям в разное время: в Ветхом Завете — через Моисея и пророков. В Новом Завете явился сам Господь Иисус Христос на Землю. Ветхий и Новый заветы — разделяют тысячи лет.

Впоследствии, после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, учителями Божественных истин были апостолы, которые в дальнейшем передали свои полномочия священникам.

Ветхозаветные заповеди (данные Богом до рождества Христова):

Пояснение к разделу: Ветхозаветный закон был направлен на то, чтобы дисциплинировать избранный Богом народ и наставить его на праведный путь. И в те времена, именно внешнее  выполнение закона было наиболее необходимо, через это люди понимали волю Божию. Как Вы помните, в те времена очень сильно была развита вера в суе (язычество), т.е. в выдуманных богов.

Ветхозаветный закон подводил человека к осознанию необходимости пришествия на Землю Спасителя. И этот закон был подготовительным, а потому неполным и  недостаточным.

(Для исторической справки рекомендую ознакомиться с книгой «Закон Божий»).

  1. «Я Господь, Бог Твой, и не должно быть у тебя других богов, кроме меня!»

Пояснение к первой заповеди: эта заповедь напоминает, что в мире есть только один единственный Бог. Совсем не все равно, в кого верить и как верить. Ошибочные представления о Боге отводят нас от него. А ведь только Господь дает человеку все самое необходимое, именно Господь может изменить человека, исцелить его душу и тело. Поэтому человек не должен верить во всякие непонятного происхождения религии, секты — вера в  истинного Бога это не психологический сеанс, это не нравственная субстанция (нельзя, как многие думают, переключать веру лишь на нравственный рост общества). Вера в Бога — это Богообщение, в результате которого человек получает Божественную Благодать.

  1. «Не сотвори (не делай) себе кумира!»

Пояснение ко второй заповеди: под кумиром подразумевается все то, что может заслонить собой истинное Богообщение. В древности люди придумывали различных богов: Солнца, Неба и т.д. Сплавляли языческие слитки и т.д. В современном обществе люди находят себе много различных увлечений, занятий, которые становятся для них самым главным в жизни.

На нашем сайте опубликовано много статей, посвященных неверным жизненным приоритетам, а понять их истоки можно, осознав смысл второй заповеди.

  1. «Не произноси Имени Господа твоего напрасно (всуе)!»

Пояснение к третьей заповеди: Господь Бог в данной заповеди доносит до человека, что нельзя упоминать Господа напрасно.  Мы должны упоминать Имя Господа сознательно. При обращении к Богу с различными прошениями, благодарностью и т.д. Имя Господа не должно упоминаться для связи слов, в шутках и т.д.

  1. «Помни День субботний, чтобы проводить его свято!»

Пояснение к четвертой заповеди: в ветхозаветные времена особым днем считалась Суббота после Воскресения Христова, нынче особым днем считается Воскресенье, потому как мы каждое воскресение вспоминаем Воскресение Христово. Но помимо этого, в данной заповеди подразумевается также необходимость почитания христианских праздников, а также необходимость уделять время молитве ежедневно.

  1. «Почитай Отца своего и Матерь Свою!»

Пояснение к пятой заповеди: «Да Благо ти будет и да Долголетен Будеши на Земли». Родителей своих мы должны почитать, так как не мы их выбирали, а Сам Господь их нам Даровал и в этом есть промысел Божий.

  1. «Не убивай!»

Пояснение к шестой заповеди: Жизнь — бесценный дар Божий. На этот дар не может посягать никто. Но под данной заповедью подразумевается также всякое творения и проявления Зла: Слово, Дело, Гнев и равнодушие

  1. «Не прелюбодействуй!»

Пояснение к седьмой заповеди: не совершай действий против любви. Прежде всего это касается супругов, они должны хранить любовь, растить ее, хранить верность, и не предавать друг друга.

  1. «Не воруй!»

Пояснение к восьмой заповеди: не присваивай себе чужого.

  1. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего!»

Пояснение к девятой заповеди: первым клеветником был дьявол, и Господь проклял его. Эта заповедь нам запрещает клеветать, говорить неправду, сплетничать.

  1. «Не желай всего того, что есть у ближнего!»

Пояснение к десятой заповеди: не завидуй (именно зависть являлась причиной первого убийства на земле, вспоминаем Каина и Авеля). Но здесь подразумевается, что Господь предостерегает человека от любых плохих мыслей.

Итак, совершенный нравственный закон был дан человеку Господом Нашим Иисусом Христом, поэтому этот закон называется Новозаветным или Евангельским.

Ветхозаветный Закон и Новозаветный законы имеют одно основание, так как являются откровением одной Божией Воли.

Те самые заповеди, которые были даны в Ветхом Завете, Господь на Нагорной проповеди раскрывает подробнее, обосновывает, дает тем самым им глубину духовную, а не внешнюю.

Девять Новозаветных заповедей блаженства открывают Нагорную проповедь Христа Спасителя (Мф. 5, 3-12). Именно эти заповеди блаженства хор поет практически за каждой литургией в момент (первого открытие Царских Врат), перед «Входом с Евангелием», т.е. перед «Малым Входом».

Девять заповедей блаженства — это девять ступеней, по которым человек должен пройти, чтобы стать Ближе к Богу

  1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».

Пояснение: нищие духом не гордятся, не превозносятся над другими людьми, не тщеславятся, они надеются на милость Божию. Другими словами, первая ступень к Богу — это осознание своей греховности не совершенства.

Нищета духовная противостоит самомнению, ложной уверенности в своем превосходстве над другими, именно на основании этого качества зарождается смирение.

  1. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Пояснение: О каком плаче идет речь? О сожалении о своей немощи в делании добрых дел, плач о своем грехе, плач о слабом духовно-нравственном состоянии, твердая решимость встать на борьбу со грехом и прощение грехов. Лишь возможность надеяться на Царствие Небесное утешает плачущих.

  1. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Пояснение: Кротость — это отношение ко всему со спокойствием, без раздражения, без возмущения, способность не отвечать злом на зло. Достигается это при помощи осознания собственных недостатков, сердечного сокрушения о своих грехах и понимания того, что у других людей тоже есть недостатки. Тем и Блаженны ….

  1. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Пояснение: Правда — одна, это Бог. Жить по воле Божией, жить не как хочется нам, а как тебе, Господи. Алчущие — это те, кто желает спасение своей души, помилования, оправдания, через истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа.

  1. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Пояснение: Человек верующий понимает, что спасение своей души возможно только милостью Божией. Понимание этого приводит к тому, что человек сам начинает проявлять Милость к людям. Милостивые сострадают всем, они всегда готовы помочь нуждающемуся.

Примечание: Богу угодны только те дела милосердия, которые совершаются от чистого сердца, а не ради тщеславия.

  1. «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога».

Пояснение: В результате труда над самим собой (борьба со грехом) встречаются люди, которые от природы очень просты и чисты от злых мыслей, желаний, намерений, и чистота сердечная позволяет им почувствовать особую близость Бога, как бы своими очами в творении, в красоте, в гармонии окружающего мира, в словах Священного Писания, в молитвах и таинствах церкви, они живут как бы в постоянном присутствии Божием. И от этого они испытывают истинное блаженство.

  1. «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими».

Пояснение: Чистые сердцем подражают образу Божиему, Божиему человеколюбию. Если начинается вражда, эти люди стараются всех примирить или примириться.

  1. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное».

Пояснение: Миротворец стремится к тому, чтобы в отношениях между людьми была Божия правда, и любовь к этой правде приводит человека к готовности мужественно стоять и при необходимости претерпевать гонения за нее.

  1. «Блаженны Вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Пояснение: Жить по правде — значит быть готовым претерпеть за Него все поношения, клевету, гонения и даже смерть.

Обратите внимание, что Заповеди Блаженства имеют формат рекомендательный, т.е. в Заповедях Блаженства не говорится, будьте таковыми или подобными, а говорится: «Блаженны <будут>... (т.е. хорошо станет тому, кто будет таким, велика радость и награда таким).

При разработке данного раздела (текст, структура формирования материала, форма его подачи) частично использована книга священника Андрея Мекрюкова и Елены Олеговны Момот «Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя» (Из серии «Воскресная школа для детей»), — «Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви», —  Москва, 2015.

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда