Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Помощь кающемуся

Но в чем же заключаются Заповеди Божии и в чем заключается грех против этих заповедей?

  1. Я — Господь Бог твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

Согрешает тот, кто:

Не верит в Божественный промысел, Божественные Чудеса и т.д. Сомневается в существовании Бога, имеет сомнения касательно вероучений, таинств, не почитает Святых, Божию Матерь. Призывал или призывает помощь злых духов, произносил заклинания. Колдует, использует заговоры. Смотрит «Битву экстрасенсов» и, таким образом, дивится силе колдунов. Обращался к «бабкам» и колдунам. Проращивал гриб или прочее растение и разговаривал с ним и просил у него помощь (Очень многие так грешили примерно в 1993-1997 годах, когда покупали гриб с инструкцией на проращивание и дальнейший разговор с ним). Согрешает тот, кто верит гаданиям (и сам гадает), снам, прочим другим суевериям (закрывают зеркала, телевизор, ставят хлеб и воду при смерти близких), читает книги против учения Бога и ведет беседы на эти темы. Согрешает, кто ленится учиться Закону Божиему, относится с пренебрежением к книгам и мнению Святых отцов, любит кого-то более Бога (детей, родителей, вещь и т. д.), надеется на кого-то более, чем на Бога (на знакомства, связи, деньги), согрешает человек, надеющийся на одни свои способности, силы и богатство. Согрешает тот, кто утверждал что-то против совести, кто отчаивался в своем спасении и милосердии Божием. Согрешает, кто не благодарит Бога и осуждает дела и творения Божии, кто согрешил недостатком преданности воли Божией, согрешил нетерпеливостью, ропотом при болезни (советую почитать историю о праведном Иове и удивиться его преданности Богу), при несчастии и вообще при различных неблагоприятных обстоятельствах. Согрешает тот, кто угождает человеку при неправых делах.

Таким образом, первая заповедь, запрещая обозначенные грехи, обязывает нас: приобретать и изучать литературу с истинным познанием о Боге и его воле, веровать в Бога, надеяться на него, любить его с совершенною преданностью его воле, с благоговением и сыновним страхом (как боится сын отца, как бы его не оскорбить чем-либо).

  1. Не делай себе идола, ни какого- либо другого изображения, того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею, не поклоняйся им и не служи им.

Не уподоблял ли Богу какого-либо из сотворенных им существ и не говорил ли ему о предметах земных? Не считаешь ли идолопоклонством почитания святых икон, мощей, не относился ли когда-нибудь к ним без должного благоговения, имеешь ли святые иконы дома и крест? Носишь ли на себе крест и правильно ли накладываешь на себя крестное знамение, не пренебрегал ли просфорами, святой водой и т.п.? Не относился ли к еретикам? Не согрешил ли лицемерием или притворностью ради каких-либо выгод? Не согрешил ли стыдливостью показаться набожным (перекреститься, зайти в храм и т.п.)? Не согрешил ли раболепством духу времени, мирским и модным обычаям, с нарушением заповеди, с потерею чистоты и совести?

  1. Не произноси имя Господа Бога Твоего напрасно.

Не клялся ли именем Божиим по легкомыслию и не давал ли клятву, упоминая Матерь Божию и Святых? Не употреблял ли при клятве или присяге хитрости и уловок, разумея в мыслях другое, а не то, что говорил и что от тебя требовалось? Не клялся ли жизнью или здоровьем или кем-либо еще? Не нарушал ли клятву или присягу или обещание, данное Богу или его святым своим неисполнением? Не согрешал ли дерзкими словами против Бога или богохульством? Не согрешал ли кощунством, т.е. осмеянием каких-либо священных предметов или слов из Писания и т.д.? Не согрешал ли презрением или осмеянием к благочестию или благочестивым людям? Не употреблял ли имя Божие или Божией Матери или Святых в суете или для связки слов, особенно в шутках, дурных сказках, песнях? Не призывал ли имени Божия в дурных делах?

  1. Помни день субботний (ранее чтилась суббота, а после Воскресения Господня чтится Воскресенье), чтобы освятить его, шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой — день покоя – посвящай Господу Богу твоему.

Свято ли чтил воскресные и праздничные дни посещением храма, чтением слова Божия и других Благочестивых книг с соответствующим содержанием? Не оскорблял ли святость воскресных дней посещением накануне зрелищ, увеселительных мероприятий? Часто ли посещаешь Храм Божий? Не согрешил ли неблагоговейным состоянием на молитве в Храме, невниманием к чтению и пению церковному, блуждением помыслов, суетными разговорами и смехом? Не оставлял ли по лености и нерадению утренние и вечерние молитвы дома, а также перед принятием пищи и после принятия, перед началом дела (нужно просить Благословение Божие и Помощи) и после его окончания (Благодарить Господа)? Не ленился ли молиться? Соблюдаешь ли посты, установленные Святой Церковью? Не уклонялся ли от причастия Святых Христовых Таин по нерадению своему? С нечистою совестью, без надлежащего приготовления и Благоговения не приступал ли ко причастию Святых Христовых Таин? Не препятствовал ли кому другому исполнять Христианский долг говения? Не ленился ли трудиться в будничные дни? Не проводил ли будничные дни в праздности и рассеянности?

  1. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле.

Не согрешил ли непочитанием родителей, неповиновением им? Ухаживаешь ли за родителями, содержишь ли родителей, если они уже не могут самостоятельно себя содержать? Поминаешь ли своих родителей (о здравии, если живы, или о упокоении при их смерти)? Не был ли к ним холоден или груб? Не обманывал ли их, не бранил ли за глаза? Не оскорблял ли их и охотно ли им помогал? Почитаешь ли духовных и светских властей и непосредственного начальника? Любишь ли свое отечество, не имеешь ли хладнокровия и безразличия к нему? Не предавал ли родителей, начальство, родину? Не имеешь ли ненависти, зависти, гордости и неповиновения против своих наставленников, Пастырей Церкви и вообще духовного и монашеского чина? Не согрешил ли ропотом, порицанием их и пересуживанием действий их? Не согрешил ли неуважением к старшим по достоинству, неблагодарностью к благодетелям за благодеяния? Не согрешил ли холодностью к родственникам? Простил ли своим родителям все свои обиды? Не обижал ли своих родителей физическим воздействием? Не имеешь ли зависти, ненависти к родственникам? Не имеешь ли ненависти, злобы и жестокости по отношению к супругу (супруге)? Не имеешь ли зависти и ненависти к собственным детям и одинаково ли любишь их? Не подавал ли детям дурного какого примера, в том числе своим поведением? Не делаешь ли поблажки и не поступаешь ли с кем слишком жестоко? Не поступаешь ли жестоко к своим сотрудникам и подчиненным? Уважаешь ли своих подчиненных? Заботишься ли о их спасении (выплата з/п, чтобы у них оставались время и силы на семью, не делаешь ли из них рабов)? Не делал ли в угодность родителям или начальником чего противного заповедям Божиим?

  1. Не убивай.

Раздражался ли, гневался ли, был ли в ярости? Ругаешься ли матом? Курил ли табак или прочий смрад? Пьянствовал ли? Не умертвил ли кого волею или неволею каким-либо орудием, отравою, ДТП и проч.? Не делала ли абортов, а муж не настаивал ли на этом? Не соучаствовал ли в преступлении как-либо (посредничал с заказчиком или не доставлял ли оружие, и проч.)? Не делал ли советов, чтобы кто-либо кого-нибудь убил? Не содействовал ли ускорению чьей смерти? Врач не допустил ли смерти пациента по лености и нерадению и проч.? Не делал ли притеснения, лишения средств к пропитанию кого-либо? Не доводил ли кого до чрезмерной скорби и смерти (доведение до самоубийства)? Имея возможность помочь кому-либо, не попустил ли по своей лени, небрежности, нежеланию, своекорыстию умереть или пострадать кому? Не советовал ли кому самоубийства? Не вызывал ли кого на поединок? Не изувечил ли кого, не изуродовал ли? Не бил ли кого с особой жестокостью? Не мучил ли и не убивал ли животных? Не оскорбил ли кого суетным гневом, строптивостью в обращении, злословием, ненавистью или чем другим, что человека повергает в глубокую скорбь? Не убивал ли человека грубым словом, не называл ли его дьяволом? Не дразнил ли кого? В настоящее время не имеешь ли с кем вражды и обиды? Не обидел ли кого чем еще? Имеешь ли злопамятство? (Вражду и обиду нужно оставить, от человека, имеющего вражду, Господь не принимает молитв). Не хотел ли самоубийства, не желал ли себе смерти? Важно также учесть грех убийства души, когда кто поучает, поощряет или соблазняет примером или словами или каким действием вводит других в грех. Не согрешил ли в этом? Не склонял ли особо простодушного к отступлению от веры, к расколу?

К греху самоубивания относятся и те, кто портит свое здоровье намеренно: курением, пьянками, перенасыщением, сладострастию, небрежением обезопасить свое здоровье от холода, и т.д. Отказывается от врачебной помощи и порой от рекомендаций медицинских, согрешал ли этим? Не принимал ли наркотиков?

  1. Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются все виды любодеяния, запрещается все то, что возбуждает страсть и располагает к плотской нечистоте, в том числе: роскошь, праздность, пресыщение в пищи, пьянство, чтение соблазнительных книг и смотрение картин, порносайтов и подобных им книг и журналов, вольное обращение и игры с другим и своим полом, соблазнительные зрелища, излишнее щегольство с желанием нравиться и прельщать других. О кровосмешении, мужеложстве, скотоложстве срамно и говорить, но, к сожалению, бывают и такие грехопадения.

Против этой заповеди: страстные поцелуи лиц другого пола, похотное осязание, рукоблудие (онанизм), засматривание на красивые лица, сквернословие, сладострастные песни, бесстыдные телодвижения, кокетство, услаждение нечистыми мечтами и произвольным похотливым разжением. Не помогал ли чем другим в удовлетворении их похоти? Не склонил ли кого к плотскому греху, равно не соблазнил ли, не развратил ли девицы, не изнасиловал ли, не развратил ли честную вдову, не сманил ли жену у мужа и наоборот, не развратила ли неповинного отрока? Кто в безбрачном состоянии должны сохранять целомудрие и чистоту до брака, а в браке иметь отношения разумные и благочестивые без извращений. Не допускали ли извращения, будучи в браке? Не вступали ли отношения с другими мужчинами/женщинами, будучи в браке (прелюбодеяние), а кто имеет отношения, не будучи в браке, тот блудит. Запрещены также «шведские семьи», когда встречаются 2 на 2 и т.д. или обмениваются партнерами, или имеют отношения втроем или те, кто просто мечтает о ком-то.

  1. Не воруй.

Этой заповедью воспрещается отнятие у кого-либо чего-нибудь явно или насильно, а также присвоение чужого имущества и всякие прочие действия, достигающиеся обманным путем или с применением силы.

Итак, грешил ли: обмериванием, обвешиванием, обсчитыванием, каким-либо обманом другим, продажей некачественного товара вместо хорошего, скручиванием пробега автомобиля, другими подобными обманами и корректировками, фальшивомонетничеством, при найме или покупке не нарушал ли условий, не брал ли чужих денег, церковной утвари, не скрыл ли вора, не принимал ли краденого, не воровал ли, не удерживал ли у себя найденных денег, не брал ли процента выше положенного, взяв взаймы, отдал ли долг, не просрочивал ли платежи, не уходил ли в ложное банкротство, не наносил ли вреда имуществу ближнего, не продавал ли чего слишком дорого, не брал ли чрезмерную плату за работу или услугу, не воровал ли что с работы, всегда платил ли за проезд? Не грешил ли мздоимством (подарки должностным лицам)? Судья или должностное лицо, правильно ли и справедливо ли принимаешь решения? Не брал ли взятку и не делал ли чего против человека за нее, не давал ли взятку и не заказывал ли чего против человека или ради своей выгоды? Не делал ли неправого по родству, ради родственников? Не расточал ли имущества?

  1. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Не оклеветал ли кого на суде, перед начальством или родителями? Не скрывал ли истины? Не открывал ли истины исключительно из-за злости? По вражде и несознательному подозрению не раскрывал ли чужих пороков и слабостей, ради очернения кого-либо? Не имеешь ли положения: подсматривать, подслушивать, наушничать? Не любишь ли слушать разговоры и по ним судить людей, не осуждал ли кого? Гордость? Самолюбие? Тщеславие? Не любишь ли ссорить людей? Не любишь ли резко отзываться о других? Не любишь ли сплетничать? Грешны: пересуды, двоедушие, насмешки, сплетни, ябедничество, лицемерие, лесть и пресмыкательство, болтливость, празднословие.

  1. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Не завидовал ли кому? Не радуешься ли несчастию другого? Не желаешь ли кому зла или болезни, смерти? Не досадуешь ли, видя другого в счастии? Не домогаешься ли усиленно почестей для себя от других, угодливости и лести? Не презираешь ли ближних, считая себя лучше? Не любуешься ли сам собою и не хвалишься ли своими дарованиями, познаниями, заслугами, добродетелями и т.д.?

Десятой заповедью запрещаются худые желания и помыслы, противные любви к ближним, потому что худые желания и помыслы оскверняют душу, делают ее неугодной Богу.

Но стоит заметить, что Господь при жизни своего Сына на земле делает акцент на любви к ближнему и говорит: «Заповедь новую даю Вам, да любите друг друга, как я Возлюбил Вас, так и Вы да любите друг друга». И в этом одном предложении Господь раскрывает всю суть 10-ти данных ранее им заповедей, т.е. любящий человек не способен к совершению греха по первым 10-ти заповедям.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда