Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Беседа о покаянии

Беседа о покаянии

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». (Катехизис)

В чем исповедоваться и зачем?

В чем исповедоваться и зачем, как проходит исповедь, для чего она необходима человеку – такими вопросами задается каждый, кто задумывается об исповеди. Все эти моменты попытаюсь осветить в данной статье.

Чтобы наиболее широко раскрыть данную тему, придется посвятить этому целую книгу. Поэтому постараюсь пока остановиться на самых злободневных вопросах, и для этого необходимо обратиться к элементарным знаниям Закона Божьего, с чего и начнем.

Закон Божий

Бог создал человека, свободным, дал ему разум, дал ему власть управлять и главенствовать видимым – материальным – миром. Он дал человеку возможность любить Бога или не любить, быть с Богом или не быть. Бог дал человеку заповеди (рекомендации, правила жизни), что можно делать, а что нет. И эти заповеди позволяют человеку при их соблюдении жить с Богом, жить с чистым сердцем, в любви и радости, а при их нарушении отдаляться от Бога, погружаясь в тоску, отчаянье и другие грехи. Представьте себе, как бы перемещались автомобили по городу, если бы не было правил дорожного движения? Или, наоборот, если бы все ездили по правилам и со вниманием, то какова была бы обстановка на наших дорогах? Так и в духовной жизни. Жизнь без соблюдения правил (без заповедей) — это жизнь в хаосе, что и имеем в большинстве случаев сейчас. Суета, злость (не имеющая смысла в принципе), грусть, гордость, уныние и смерть – все это порождение греха. Такая жизнь скучна и тосклива, она теряет смысл. Меж тем как жизнь по правилам (по заповедям) – это жизнь, угодная Богу, с истинными приоритетами, наполненная смыслом, любовью, добром. При этом установленные правила ничем не ущемляют прав человека, а уберегают его от духовной смерти.

Первый грех человека

Человек, еще будучи в Раю, нарушил элементарную заповедь: не есть плодов лишь с одного дерева из тысячи других деревьев, но человек по искушению диавола ест плод и не приносит покаяния Богу. И становится человеком грешным.

Повреждение первоначальной человеческой природы

Итак, после греховного падения прародителей (Адама и Евы) человечество рождается уже во грехе. Враг рода человеческого – диавол – хочет погубить человека (человеческую душу), он знает, как соблазнить его на грех (зная индивидуальные слабости каждого и многовековой опыт соблазнения людей к падению), он развратил естественные дары, данные Богом, естественные потребности человеческие. Например, человеку дана возможность (дар Божий) говорить, общаться. Устами он может благодарить Бога, говорить прекрасные слова. Но что мы видим? Люди научились ругаться матом из-за своей злобы. И таких примеров множество... Чего только стоят отношения мужчин и женщин, ведь отношения (любовь мужа и жены Благословлены Богом), а человек развратился и вместо любви блудит, ему мало классических отношений, он переходит к извращениям, про которые даже и говорить не хочется. Так вот, задача дьявола – погубить человека (в его идеале – подтолкнуть к самоубийству), а если не физически убить, то, как вариант, разложить человека морально и сделать его несчастным. В первом случае душа человека 100% попадает в ад, во втором случае – морально растленная личность, не имеющая желания к покаянию и исповеди, нагрешит ничуть не меньше, и душе как при жизни, так и при смерти, будет не сладко.

Существование души

Существования души в человеке не отрицают даже ученые, именно душой мы чувствуем как радость, так и грусть. Человек, живущий по заповедям (соблюдающий рекомендации Божии), пребывает в трезвенной, благочестивой, радостной жизни, наполненной смыслом.

Состояние безбожия или жить анархически

Человек же, не чтущий законы Божии, живет, как хочет, с каждым днем падает все ниже, в душе чувствует тяжесть, боль, уныние, пустоту, бессмысленность происходящего, он не видит логичных решений, одной рукой строит, другой разрушает, в его жизни все не так, он многим недоволен, он ругается, портит всем настроение, сам тому не рад, он рвет и мечет, он раздражается и кричит... При этом человек может иметь материальное благополучие, занимать высокий пост и так далее, но в душе его нет покоя, нет любви и смирения, мира и счастья. У таких людей своя логика, нет рационального взгляда, все очень запутанно. И это еще не все состояния Безбожия...

Добро – это доброе семя, грех – это сорняк, и, если сорняк не убрать, он не даст прорасти доброму семени, и в итоге не будет урожая. А сорняк будет прорастать, пока не зарастет все поле.

О грехе

Итак, грех – это нарушение заповедей (правил, рекомендаций, данных Богом). Богом, который создал этот сложный, логичный и гармоничный мир, мир, в котором чувствуется большая система, где нет чего-то лишнего, стоит убрать одно, и другое уже не сможет нормально существовать. Так вот, этот самый Бог и создал для человека правила, которые просто необходимы для нормальной жизни, которые логичны и гармоничны, не Богу нужны наши заслуги благочестия и Богоугождения, как многие думают, все это, прежде всего, нужно нам. Ведь все это создано для нас. Мы нуждаемся в общении с Богом, мы нуждаемся в исполнении этих нехитрых правил, но грешному человеку с испорченным умом понять это бывает не просто и порой, к сожалению, невозможно.

Самое главное и ценное для Бога

Для Бога самое важное – это человек! Бог создал человека как собственное дитя, и в помощь для спасения от греха он дал человеку Церковь. Таким образом, не человек создан для Церкви, а Церковь для человека! В Храме Божием через священников совершаются таинства, в которых участие православного человека просто жизненно необходимо, это ответ на вопрос тем, кто не ходит в церковь и верит в Бога в одиночку.

Разрушительные и опасные свойства греха

Грех человеческий очень быстро укрепляется, укореняется, и в некоторых случаях человеку даже нравится это состояние. Но проходит время, и человек чувствует те самые предпосылки греховности: ту пустоту, ту боль, ту раздражительность и злобу, бессмысленность происходящего. Через некоторое время грех может перерасти в страсть. Вот такое серьезное духовное поражение случается со многими, кто не кается во грехах и не причащается Святых Христовых Таин. В конце концов, во взаимосвязи с неделимым единством души и тела при жизни, начинает страдать от греха и тело, появляются болезни, в которых врачи не могут разобраться, возникают различные ситуации, вразумляющие человека, и в некоторых случаях Господь пытается дать человеку время, время на осмысление, на покаяние, на изменение, но многие и этого не понимают.

Тонкая работа темных духов

Лукавый постоянно пытается сбить человека с верного пути. Пугливых – пугает, слабых – толкает на больший грех, зная предрасположенность к конкретному греху каждого из нас.

Господь — сила и спокойствие

И для того, чтобы не поддаться греховному растлению, чтобы чувствовать Божественную радость, любовь, спокойствие, степенность и размеренность (ведь вся торопливость – она от лукавого), человек должен приблизиться к Богу через смирение, покаяние и Причастие. Пройдя через эти таинства и наполняя ими свою жизнь, человек чувствует и понимает, что в этом и есть спасение! Человек, пребывающий с Богом, готов на плодотворные дела, которые в конечном итоге имеют необыкновенный плоды.

Безусловно, после Исповеди, Причастия человек стремится меньше грешить, старается сделать больше добрых дел, но у него не всегда получается победить грех, зачастую вышел из храма – и вновь нагрешил. Господь говорил, что, если ты упал – встань и иди. И Господь нас принимает, принимает бесконечно, столько раз, сколько мы к нему приходим с истинным покаянием.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда