Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

8 основных страстей

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

С чего начать борьбу со страстями

Встав на путь духовного роста, окунувшись в духовный мир, очень многие сегодня задают себе вопрос «Как бороться со страстями?»

Часть христиан попросту пытаются сделать это самостоятельно, мол, люди мы взрослые, все понимаем, должны справиться, некоторые спрашивают священников, но во многом им так и не доверяют, считая: сказать – это просто, а вот сделать то, что рекомендуют, нереально, и, наконец, кто-то начинает читать Святых отцов, при это выбирает пустынников и великих подвижников, из-за этого не может выдержать духовной брани и сворачивает свой интерес. На самом деле, если возникает вопрос как же бороться со страстями, значит, Вы на правильном пути, и для того, чтобы тронуться с места и достигнуть конечного результата, нужно все-таки, как говорят в миру, правильно организовать свое дело.

Важнейшие вещи мне увиделись в работе Святого Преподобного Паисия Святогорца, и посему мои рассуждения будут, скорее, бессмысленными, а вот слова Паисия Святогорца придутся очень кстати.

С очень похожими вопросами приходили к Старцу молодые монахи, священники и просто миряне. Итак, вот что им отвечал Старец:

«Ты у себя следи за порядком, а не смотри на чужой беспорядок. Будь строгий к себе, а не к другим. Перестань пыль стирать с других, отмой себя».

«Ты начнешь работать над собой, когда перестанешь интересоваться тем, что делают другие. Если будешь заниматься собой и прекратишь смотреть на других, то будешь видеть только собственные недостатки, а в других не будешь их замечать. Тогда ты отчаешься в себе, в хорошем смысле, и будешь осуждать только себя. Будешь чувствовать свою греховность и стараться избавиться от своих слабостей. Потом, когда станешь видеть в других какую-нибудь слабость, будешь говорить себе: «Неужели преодолел слабости?».

Самоосуждение и самоукорение

Святые благодаря самоосуждению и самоукорению добивались того, что у них с душевных очей спадала завеса, и они стали видеть чисто и глубоко. Они видели себя ниже всех людей и считали всех лучшими себя. Они видели собственные недостатки большими, а недостатки других маленькими, потому что смотрели очами души, а не земными глазами. Их душевные очи очистились, и они приобрели зоркость, поэтому видели собственные недостатки — сучки как бревна.

Мы, хотя наши недостатки как бревна, видим их как сучки, если и вообще видим. А других разглядываем в микроскоп. Нам чужие грехи кажутся большими, а собственные мы не видим, потому что у нас не очистились очи души.

Борьба с гордостью

Если при борьбе с гордостью и осуждением происходит борьба с мыслями — это борьба, не падение. Потому что нет внимательности, есть рассеянность.

Теория, а каковы реалии?

По правде говоря, невозможно не видеть, что делается вокруг тебя. Однако нужно стяжать рассуждение, чтобы видеть смягчающие обстоятельства и оправдывать людей. Тогда ты будешь их видеть в добром состоянии.

Многие новоначальные монахи, монахини рассказывали Старцу о своих духовных пробелах, и зачастую это касалось взаимоотношений. Часто в письмах и работах встречается, как Старца вопрошали о вопросах взаимоотношений в братии.

Один из примеров таков:

Старец, я очень часто смотрю на окружающих меня братьев и сестер и осуждаю их, кто-то торопится на молитве, кто-то невнятно читает, кто-то опаздывает, кто-то путается в богослужении или зевает и трет глаза, это мне очень мешает.

Ответ был прост: «Смотри с состраданием на того, кто ошибается. Есть люди, которые, совершая даже тяжкие преступления, имеют смягчающие вину обстоятельства, поэтому далеко не всегда ситуация есть так, как видит ее человек, а при этом осуждает много своим неверным суждением. Желаю очищения и освящения ума и сердца.

Когда человек научится радоваться успехам других, Христос даст ему все успехи других, и он будет радоваться так, как радуются все другие вместе взятые, и тогда его успехи и радость будут огромны».

Перейти в подразделы:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда