Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Печаль и уныние

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Печаль и уныние

Многие страсти на сегодняшний день крепко заполняют душу человека, и зачастую очень многие люди не понимают, что с ними происходит и как с этим бороться.

Итак, печаль и уныние — это две разные страсти, которые Святые отцы ставят одну за другой. Они очень похожи между собой и в то же время являются отдельными.

Печаль — это огорчение, лишение удовольствия,  она может быть кратковременная в виде огорчения по конкретному случаю и затяжная, которая переходит в обиду, а обида может перерасти в злопомнение, если человек допустит такое развитие помыслов.

Уныние — это пустота, ощущение бесцельности, безразличие, изнеможение, расстройство и болезнь души, отягчение души. Страсть уныния является тягчайшей страстью, которая парализует человека (человек не способен ни на что, не полезен), помрачает ум, расслабляет и опустошает душу и обмягчает тело.

Уныние может также иметь кратковременную и затяжную форму, часто эта душевная болезнь и предрасположенность мучает человека очень продолжительное время, пока человек не разберется, что это такое и как с этим бороться.

Печаль и Уныние — очень сродные страсти. Святые отцы пишут, что за печалью идет и уныние.

Огорчение — Печаль — Скорбь — Уныние — Отчаяние

Обе страсти имеют одну причину — недовольство, раздражительность и гнев человека.

Механизм развития достаточно прост: человек чем-то становится недовольным, он печалится, раздражается, гневается. При помощи гнева из души мимолетно вымывается Божественная Благодать и все то умиротворение, которое она накопила в себе, душа опустошается, и тут же душа заполняется унынием, которое может очень быстро дойти до стадии отчаяния.

Недовольство проявляется от любви к мирскому и присутствия малодушия.

Итак, кто наиболее подвержен страсти уныния и каковы косвенные признаки этих страстей, их причины?

  1. Нетерпеливый и несмиренный человек подвержен страсти уныния.

    В частности, нетерпеливый человек может быть больным страстью настолько, что она попросту в нем пребывает постоянно, переходя из стадии ремиссии в стадию обострения.

  2. Леность, одиночество непостоянство, нерадение, отсутствие качества усидчивости, завистливость. Такого человека часто страсть уныния провоцирует на смену даже хорошего, мол, все не так все не эдак. Машину продает новую, место работы меняет, из-за мелочи.

  3. Обидчивость, неблагодарность, поиск виноватых.

  4. Циничность, кощунство.

  5. Леность, сонливость, нерадение к молитве (торопливость, проглатывание окончаний) и отсюда вытекающая несобранность, рассеянность в делах.

  6. Отчаянные поступки, истерика — являются некоторым признаком и последствием пребывания в унынии.

  7. Гордость и уныние всегда вместе. Уныние является последствием гордости.

  8. «Разговаривающим в Храме посылаются скорби». Отсутствие благоговения является также причиной уныния.

  9. Мирской дух, маловерие, малодушие — приносит в человеческую душу уныние

  10. Ложь, обман, клевета, интриганство, доносы (в том числе в храме, и в православных кругах), как ни странно, многие думают, что доносы – это дело богоугодное.

  11. Многословие, пустословие — омывает душу, немного медленнее, чем гнев, но так же уверенно, после чего человек награждается унынием.

  12. Осуждение, пересуды, презрение людей

  13. Помрачение и наличие смертных грехов, обличие совести по различным неподобающим поступкам.

  14. Грех несправедливости — так же приносит в душу уныние. Это то, когда человек несправедлив с другими людьми. Наживается на чужом горе, несчастиях, провоцирует людей на горе. Пользуется случаем и наживается. Либо поступает с людьми несправедливо, обижает.

  15. Источение, переутомление — телесное, тесно связано с переутомлением души, поэтому человек переутомленный тоже может унывать. Переутомление – это внутренний надлом.

  16. Безусловно, Господь все это допускает и попускает.

Если посмотреть на этот список более внимательно, то станет очевидно, что уныние является тягчайшей и последней страстью, которая является последствием других страстей и которая является некоторым конечным итогом.

Последствия уныния:

  1. Человек не может нормально работать, он хочет спать, он еще более впадает в грех, отчаяние, алкоголизм, наркомания, блуд, убийство, самоубийство, полное обнажение человека и полное истощение, потеря веры в Бога.

  2. Угрюм, может часто болеть, может умереть.

  3. Жестокосердие нечувствительность.

  4. Ощущение — состояния ада.

  5. Богооставленность, подавление молитвы.

  6. Особое желание комфорта

Борьба со грехом:

  1. Труд – как умственный, так духовный и физический.

  2. Внимательная Молитва от сердца, чтение Псалтыри.

  3. Искреннее покаяние и исправление.

  4. Причастие.

  5. Исключение общения с людьми: многословными, осуждающими, переосуждающими.

  6. Не нужно рассказывать людям многое, как Ваши дела и т.д. – «все хорошо», на этом все.

  7. Общение с духовно крепкими людьми (монахи, священнослужители).

  8. Чтение Святых отцов, Священного Писания.

  9. Милостыня.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда