Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Чревоугодие

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Чревоугодие – это одна из самых древних страстей, которая присуща человеческому роду.

Что такое чревоугодие?

Само по себе оно является страстью. Страстей у человека много, но страсти у нас делятся по некоторому порядку – естественные и неестественные страсти, а также на: греховные и безукоризненные.

Естественные страсти – это те, которые берут свое начало от естества человеческого.

К естественным страстям можно отнести, как раз, чревоугодие, блуд, который базируется на естестве человеческом, и некоторые другие страсти, о которых мы скажем позже.

Греховные страсти – это те, которыми сегодня, в принципе, болен каждый из нас. Это, как правило, кривое искажение, извращение безукоризненных страстей. Допустим, безукоризненная страсть каждого из нас – необходимость вкушать пищу и пить воду. Это страсть, которая гнетет человека, но она безукоризненна, т. к. Сам Господь имел в Себе, так сказать, эту человеческую немощь. Т. е. Он алкал и жаждал, и мы все с вами это знаем. Но, тем не менее, Господь был без греха, т. к. сия страсть безукоризненна, но, когда она заражается грехом, – эта страсть превращается в чревоугодие. Т. е. она становится бесконтрольной, и человек уже не может никак себя от этого освободить. Само слово «чревоугодие», с греческого «гастроморгия» переводиться как «чревоизлишество». Потому что всякое принятие пищи оно должно быть у нас ограничено, и, когда человек болен чревоугодием, он обязательно будет вкушать пищу в некотором излишестве, надрывая себя.

Также у чревоугодия есть еще и другие имена, которые мы сейчас с вами рассмотрим по проявлениям.

Собственно чревоугодие – это когда человек желает вкусной еды, устраивает свою жизнь так, чтобы всегда угождать своему чреву. Т. е. столы, обеды, в общем, пища, все сделано так, чтобы как можно комфортнее чувствовал себя желудок. К этому, в принципе, мы все с вами стремимся.

Чревообъядение – это когда человек употребляет пищу сверх меры. Когда желудок уже в принципе наполнен или хотя бы отчасти человек положил туда пищу, но он все равно будет продолжать пихать туда пищу, до тех пор, покуда у него не заболит или покуда не откатится от стола, чтоб его отнесли. Это и есть чревообъядение, которое, в принципе, у многих из нас, уж так сказать, в духовной традиции. Если человек не поел с перегрузкой, кажется, что он и не ел ничего.

Чревонеистовство – это когда человек теряет рассудок, разум, благоразумие при позывах к пище, т. е. сразу начинает вести себя неадекватно: хватать пищу где-то за трапезой или, если эта трапеза общая, в частности, в монастыре, кричать, чтобы ему подали чашечку со сметаной или еще что-то в этом роде. Это состояние, когда чрево начинает им обладать, и человек, служа послушание, т. е. находясь на послушании своего чрева, начинает вести себя неадекватно.

Чревобесие – это когда у человека появляются безумные приступы голода и жажды, когда он безумно хочет есть и безумно хочет пить, и готов ради этого на многое. Такое состояние происходит не всегда, но оно появляется как приступы, если у человека приступ начинается, то ради этого приступа он готов удовлетворить любые свои прихоти.

Сытость – это когда человек находится в непрестанном пищеварении, когда непрестанно его желудок работает. Как только работа внутри желудка смягчается, человек опять начинает, что-то вкушать или что-то пить, потому что ему кажется, что в желудке пусто. Тогда хочется, чтоб он был сытый. Это как раз и есть тоже одна из форм чревоугодия, потому что жить вот так вот сыто – это, конечно, греховно, о чем я скажу ниже.

Гортанобесие – это когда человек принимает пищу ради наслаждения. О гортанобесии мы с вами поговорим еще, а сейчас я приведу некоторые примеры. Прп. авва Дорофей говорит следующее, что гортанобесие можно определить по следующим параметрам: когда человек удерживает снедь во рту, долго жуёт её «по причине приятного вкуса» не решается скоро проглотить эту пищу. Т. е. в детстве может кто-то конфеты так ел, т. е. этой страстью заражаются некоторые люди, ещё в детстве. И в принципе люди болеют так, что пищу, прежде чем проглотить, жуют 33 раза, как говорят сегодня врачи, но при этом испытывая наслаждение. Т. е. не решается её проглотить, как подчеркивает авва Дорофей, по причине её приятности или по причине какого-то ограничения в количестве, т. к. потом этого наслаждения уже не будет. Также гортанобесие, помимо удовольствия, ещё относится к чревоугодию и потому, что, когда человек уже поел, у него все хорошо в принципе, но гортань просит ещё. И он ест, хотя в принципе, он уже сыт, но он ест, потому что гортань требует наслаждения.

Далее это развитие страсти, т.е. как развивается страсть чревоугодия в человеке.

Корень этой страсти находится в воле человека, т.к. без воли человека вообще ничего не происходит, поэтому авва Евагрий относит корень этой страсти к воле человека. Когда человек сам себя закабаляет, сам себя подвергает этой страсти: беспечностью, халатностью в духовной жизни и просто даже неведением. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что мы с вами очень часто грешим по неведению, т.к. не знаем с вами ничего и в принципе даже не интересуемся, находимся в таком сонном состоянии, дремании духовном, что приводит к тому, что и не замечаем того, что находимся полностью в сетях своих страстей. Свв. отцы дают очень интересное сравнение: как бы орел высоко ни летал, но, чтобы покушать, он должен спуститься на землю и вкусить падали, потому что орлы – они падальщики. Это сравнение замечательно тем, что человек тоже должен возвращаться на землю и вкушать падаль, несмотря на то как бы высоко он ни летал. Как говорит Прп. Иоанн Лествичник, который обладал даром слез, когда он слышал удары колокола, что означало о времени обеда, он бросал плакать и бежал в трапезную: «я удивлялся, на сколько, страсть чревоугодия сокрушает дар слез». Т.е. невозможно человеку пробить это состояние внутреннего дремания, сонности, потому что сила привычки затмевает наши духовные очи. Мы в своей жизни делаем много плохого, даже не замечая этого, а если посмотреть на себя со стороны, как мы это часто делаем с другими и еще при этом осуждаем их поступки, а ведь сами делаем куда хуже, но не замечаем этого.

Признаки страсти чревоугодия, происходящие в человеке

Свв. отцы очень много иллюстрируют их, тем, как, например, при наступлении Пасхи, чревоугодный человек заготовляется яствами «закалает тельца упитанного», а благочестивый человек готовится к Пасхе духовно, чтобы получить благодать Божию.

Вот эти признаки, о которых я хотел бы поговорить:

Страх перед постом – с наступлением «прощеного воскресения» мы говорим: «Ну, вот опять пост». Великий пост человек переживает намного легче, т.к. он связан с Божественной энергией, богослужением, в отличие от других постов, когда в храмах идет обычная служба. А Великим постом ситуация кардинально меняется, само облачение, его цвет он пробуждает в нас особые чувства и т.д. Страх перед постом вызывает у нас желание ослабить его строгость.

Что приводит ко второму признаку – извращение поста. Когда человек под влиянием чревоугодия начинает искать пути к послаблению, причем не обоснованному, поста, т.к. всякое послабление должно согласовываться с духовником. Это первый признак, далее человек начинает пренебрегать постом, например, вкушать мясо, аргументируя это тем, что он «путешествующий» – мол, иду в Лавру, зашел, купил пирожок с мясом, пока «путешествую» до Лавры, нужно подкрепить свои силы. Потом мы замечаем, что стали раздражительны, зачем я буду оскорблять человека, лучше поесть и сразу стану добрым. И это одно из многих ухищрений из-за которых человек нарушает пост. Пост, безусловно, должен быть умеренным, о чём мы ещё поговорим, свв. отцы говорят, что не должно быть крайностей: «рьяное пощение, а потом и рьяное разговление». В человеке всегда должна быть умеренность во всем.

Третий признак – это обильные мечтания и сновидения о пище. Мечтания, сами по себе, подкармливаются чревообъядением, одно дело, когда человек грезит от недоедания, как во время голода или блокады, он лишен пищи – это естественно, но совершенно другое в нормальной ситуации – это верный признак того, что он болен чревоугодием.

Следующий признак – это любовь к изысканной пищи. Когда человек стремится приготовить или купить не простую, а изысканную пищу. Свв. отцы говорят, что чревоугодие – изобретатель приправ, новых блюд, которые возбуждают в нас аппетит и желание. Однажды я был в гостях у своего знакомого повара, и у меня сложилось такое впечатление, что я на пиршестве, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», – «почки заячьи крученые» и все такое прочее. Она все уговаривала меня попробовать то или иное блюдо, описывая его вкусовые качества, подобно философу, но мой желудок был уже сыт после 3 блюда, а на столе было ещё ни мало яств. Возможно, это профессиональное, но христианин должен относиться к пище проще, намного проще, несмотря на профессию.

Последний признак – много попечение о столах. И таких людей в истории было много, они не оправдывались своим положением в обществе, а питались скромно, что приносило им великую пользу.

У страсти чревоугодия есть характерная черта – она очень сильно влияет на жизнь человека.

Первое, на что она влияет, – это тело человека, на его организм. «Прежде всего, – говорит Прп. Ефрем Сирин, – чревоугодие поражает в теле человека его пищеварение».

Поскольку избыток пищи в организме человека приводит к напряжению всех внутренних сил и нарушению пищеварения. Что касается духовной стороны вопроса, то человек начинает впадать в плотские страсти. Потому что соки, которые дала пища, принятая в чрезмерном количестве, начинают в человеке бродить и выплёскиваться. Свв. отцы прямо говорят, что избыток пищи порождает блудные помыслы.

Следующее, на что влияет страсть чревоугодия, – это уклонение и неприятие

человеком простой пищи.

Человек пытается разнообразить свой рацион, начинает с малого, с майонеза, например, потом переходит на все более изысканные блюда, получая от этого радость, а от воспоминания о гречневой каше – его тошнит.

Если бы не желудок, у человека не было бы ограничения, т.к. гортань наша – она действительно ненасытима. Многие из нас считают себя настоящими христианами, но грех чревоугодия делает из нас настоящих язычников. И это действительно так. Посмотрите на человека, который только пришел в храм: он молится, постится, радуется жизни, а со временем все это проходит и он начинает влачить жалкое существование и возвращается к прежнему образу жизни. Чем мы отличаемся от других людей, не тем, что лоб крестим иногда, в храм ходим? Ну, а остальное, также подло поступаем, да так, что и не каждый мирской так поступит. Все это происходит от чревоугодия. Человек, который пресыщается, он в своем теле аккумулирует весь этот заряд для всех этих страшных грехов, т.е. возвращение на свою собственную, блевотину.

Правило мы выбираем, иначе мы его не можем прочитать, от чревоугодия у нас мозги заплыли. Ум не может пробиться через это. У нас нет молитвы, потому что мы не очищаем себя, и кто говорит, что христианство не аскетичная религия – тот лжёт! Потому что христианство – это ношение креста, это путь к совершенству, которым был и есть Христос. Потому что если бы не путь к совершенству, тогда в принципе жертва Христова была бы не полная. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» – это возможно только в Церкви, и к совершенству мы должны стремиться. Как говорит Свт. Григорий Богослов, хотя он говорит о священниках, но в принципе это касается всех христиан: «Служение священнослужителя – служение небесное». Это то, что не принадлежит этому миру и все христиане, в принципе, всей своей жизнью должны показывать, что мы живем здесь как странники.

Прямым следствием этой страсти является нарушение здоровья, болезни, особенно желудочно – кишечного тракта. Яркий тому пример – заболевание поджелудочной железы, есть такое выражение: «поджелудочная железа голод любит». А заменить её нельзя, повреждения этой железы влекут за собой летальный исход, многие умирали от этого.

Питание – есть правильное и неправильное. Правильное питание, на данном этапе своей жизни, могу сказать, что это диета, т.е. то, что ел Адам до грехопадения. Это морковь, сваренная в воде, т.е. пища, которая не приносит ни какого удовлетворения гортани – это целый крест, это целая проблема для православных людей, кто вынужден сидеть на диете. Такая пища невкусная, но она удовлетворяет потребности нашего организма.

Конечно, обжаренная морковь вкуснее, но она и вреднее, нежели отварная. Почему диета это правильное питание? Все просто – она позволяет человеку не отягощать свой желудок, позволяет ему держать себя в некоторой бодрости. Как говорит Прп. Иоанн Лествичник: «Когда мы урезаем количество пищи, когда мы урезаем качество пищи, то по естеству начинаем поститься». Легкой пищей человек научает себя посту, очищается от чревоугодия.

Что касается количества пищи, оно должно быть всегда умеренным, всегда, как говорит Прп. Нил Синайский: «в усеченном виде». О качестве пищи. Свт. Игнатий Брянчанинов говорит о том, что, помимо количества, важно и качество принимаемой пищи, как пример – мясо. Если мы вкушаем мясо, то предпочтительно нежирные сорта, например, древние христиане вкушали рыбу в пост, но под рыбой подразумевалась отнюдь не семга или форель, а употреблялась рыба с меньшим количеством жира.

Каждый человек должен сам определять, сколько раз в день он будет есть, всё зависит от организма, от сил, от здоровья. И, что самое важное, пища должна быть простой. Я, вот недавно, был на приеме у врача –аллерголога, она прямо сказала, что «реклама – это геноцид русского народа». Все продукты, которые рекламируют по телевидению, – это смерть. Многие заболевания у современного человека – это результат химии, которая содержится в продуктах, которые мы едим каждый день.

Влияние страсти чревоугодия на душу человека

Прежде всего, чревоугодие – это мать, питательница и глава всех пороков. Это есть фундамент, на котором все пороки человеческие вскармливаются, питаются, возрастают и находятся под её покровительством. Без чревоугодия ни одна из страстей не может укорениться в человеке. Она обязательно стоит во главе всех пороков. Подвизаясь против чревоугодия, мы ослабляем и другие страсти. Но без чревоугодия, как сказал один из свв. отцов: пытаться победить другую страсть невозможно, это равносильно тому, что ты будешь сражаться с противником в темноте, т.к. чревоугодие их будет постоянно подпитывать.

Чревоугодие разжигает различные похоти, сластолюбие в человеке. Рождается возношение сердца, надменность, срамные сновидения, косность чувств, черствость души, забвение. Когда человек сыт, то «сытый голодному не товарищ», он ведет себя очень нагло, позорно и вызывающе. Так оно вызывает такое явление как – дебелость сердца. Т.е. окаменение сердца, оно становится неподвижным на добродетель, оно вроде бы стучит, работает, но в духовном плане оно мертвое. Оно более не способно воспринимать в себя Божию благодать.

Чревоугодие подрывает силы человеческой души и что очень важно, делает душу «плотской»

Влияние на дух человека.

Хотя дух и ум – это приблизительно одно и то же, хотелось бы сделать небольшое разграничение:

  1. «Чревобесие – есть прогнание Св. Духа от человека»,

  2. Чревоугодие прогоняет молитву. Человек становится совершенно, неспособен к молитве. Многие думают, что молитва – это удел монахов, а нам достаточно и добрых дел, мы еле-еле правило вычитываем. Видите, как прочно уже сидит это в нас, мы уже даже не замечаем, что это «плотское мудрование».

  3. Чревоугодие лишает человека пламенности и ревности о Боге, т.е. дух человека затухает и становится «теплохладным», т.е. мертвым, безразличным к своему спасению. Это самое страшное и опасное состояние человека.

Общее влияние чревоугодия на человека:

  1. Чревоугодие губит и истребляет в человеке всё доброе – оно не оставляет в человеке ни крупицы добра.

  2. Чревоугодие делает человека – идолопоклонником. Свт. Василий Великий говорит: «Кто раб своему чреву – тот молится своему идолу». И как сказал Ап. Павел: «Бог их чрево». Все, кто не борется со своим чревом, – христиане только внешне, а внутри язычники.

  3. Чревоугодие лишает человека чистоты и непорочности.

  4. Чревоугодие сокрушает твердость добродетели, т.е. мы не можем устоять в добродетели, если подвержены этой страсти, она обязательно сокрушится. Помните пример с Прп. Иоанном Лествичником, как только он слышал звон колокола на трапезной, то бросал плач и бежал на обед.

Благодаря чревоугодию из веры Господа нашего Иисуса Христа, православие превратилось в религию. Мы превратили необъятное и непостижимое Божество в минимум: минимум поста, молитв, благочестия, минимум всего, через что мы должны восходить к Богу. Мы стали приходить в храм, чтобы исполнить то, что положено, и идем со спокойной совестью домой – это и есть религия, но отнюдь не вера. И, что самое ужасное, всех нас это вполне устраивает, за редким исключением. По-настоящему верующих людей – мало. В основном все люди религиозные. Почему многие переходят в ислам? Истинно верующий человек ничего не найдет в исламе, т.к. это начало, ислам – это вера Авраама. Это, то, с чего началось христианство. Но «языческие христиане», безусловно, находят для себя много нового в исламе, потому что они православие не постигли, но уже разочаровались в нем. Христианство призывает нас к совершенству, а мы к нему не стремимся, хотя все должны, т.к. это заповедь.

Сейчас бы я хотел вам привести схему пороков, которые происходят от греха чревообъядения, по учению о страстях Прп. Иоанна Лествичника. Конечно, это все условно, и они не отображают всей картины, т.к. никакой таблицы здесь не хватит, чтобы отобразить все пороки, которые происходят от этой страсти.

Прежде всего, это блуд, мирское или плотское мудрование, сластолюбие, нечувственность, окаменение сердца или жестокосердие, ложное благочестие, отчаяние, смехотворство, смех безвременный, многоглаголание, прекословие, высокомерие, хвастовство, непослушание, кощунство и, как его вид, острословие, дерзость, леность, жестоковыйность, миролюбие и человекоугодие, от которого происходят весьма пагубные деяния в нашей с вами жизни – это подлость, коварство, интриги и клевета.

Итак, чревоугодие – это глава и питательница всех страстей, оно одурманивает человека и делает, фактически, животным, т.е. человек «скотоподобится». И поэтому все свои усилия христианин должен бросить на существенное ограничения этой страсти, чтобы Христос мог снять покрывало плотского мудрования с очей нашей души. Для этого необходима духовная борьба.

Всякое духовное делание сегодня должно сопровождаться чтением святоотеческих трудов, обязательно. Для тех, кто философски образован, такие отцы, как Блж. Августин, люди без богословского образования могут спокойно читать Свт. Феофана Затворника или Свт. Игнатия Брянчанинова. Они писали именно для простых людей. Это необходимо, т.к. творения свв. отцов для нас играют решающую роль, для того чтобы делать коррекцию наших мозгов, потому что это заставляет нас переосмыслить нашу жизненную позицию по многим вещам. Конечно, это необходимо для того, чтобы укорениться в добродетели, чтобы приобрести некоторую привычку в ней. Кто хочет жить верою, духовной жизнью, нужно читать свв. отцов, которые писали о духовной жизни. Без этого спастись просто невозможно, т.к. без этих наставлений мы с вами и понять-то не сможем, куда нам двигаться, чтобы достичь совершенства.

Итак, что необходимо предпринять, чтобы одолеть в себе эту пагубную страсть чревоугодия:

  1. Вкушать в меру. Но кто может сказать, что такое мера употребления пищи? Ведь у каждого мера своя. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что: «Первый признак ограничения пищи – нужно вставать из-за стола, когда ещё хочется есть». Это такой телесно – душевный признак. Конечно, это тяжело сразу так кардинально изменить своим привычкам. Однако нужно начинать понемногу, не нужно наедаться до «горлышка», откажите себе в лишних двух – трех ложках, и это уже отличное начало.

  2. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что: «Когда встаешь из – за стола, надо, чтобы хотелось молиться». Т.е. чтобы пища не отягощала не только наше тело, но и нашу душу. Чтобы вместо сонливости мы ощущали в себе бодрость и желание пойти и прочитать вечернее правило, например. Помните духовное завещание Свт. Митрофана Воронежского: «Мало яждь, воздержно пей и здрав будешь». В этом и есть секрет долголетия и здоровья человека, т.к. от переедания, от непрестанной работы желудка, человек болеет и страдает безмерно.

  3. «Вкушение ради пользы естества» –когда человек должен есть не ради удовольствия или развлечения, но только ради пользы.

    Принятие простой пищи, исключайте всю химию в нашей пище, консерванты и т.д. Далее это принятие однородной и совместимой пищи. Ещё древние философы, такие, как Сенека, писали о вреде салатов, где собраны несовместимые продукты. Конечно, некоторые свв. отцы совмещали такие продукты: в суп кисель добавляли и т.д. Но это делалось, чтобы убить в себе гортанобесие. Это очень трудно, потому что мы все сегодня питаемся неправильно. Это целая война против чрева, но это необходимо.

  4. Исключение жирной пищи и мяса. Например, мясо говядины ничем не хуже свинины, но она менее жирная. Конечно, никто не говорит об исключении любого мяса из нашего рациона, оно необходимо, но нужно исключить жирные сорта.

  5. Исключение лакомой пищи. Без этого невозможно достичь каких-либо результатов в борьбе против чревоугодия и оживить свой ум.

  6. Вкушение в определенные часы – это необходимо для дисциплины и порядка, а также, чтобы дать нашему желудку отдых. Вот Прп. Сергий Радонежский тоже ведь работал, он занимался очень тяжелым физическим трудом, и ему вполне хватало сил, при его довольно ограниченном рационе. Распорядок должен быть согласован с духовником, учитывая ваше здоровье. Также это поможет вам избежать такого явления как – сытость. Нельзя постоянно что-то есть, дайте отдохнуть вашему желудку.

  7. Не будьте слишком разборчивы, привередливы в еде.

  8. Принимать пищу нужно с духовными размышлениями, как говорил Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Пищу нужно принимать не без сердечной скорби». Свв. отцы, достигая духовного совершенства, уже отягощались этой необходимостью нашего бренного тела, т.к. телесная пища для души была уже не нужна. Она как бы приземляла, обременяла их дух, приводя их ко смирению, осознанию своего несовершенства. Это также помогало им сдерживать себя от переедания.

  9. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Поститесь так, как будто вам жить ещё 100 лет». Свт. Василий Великий говорил, что если вы хотите служить Богу, вы должны свое тело беречь. Т.е. воздерживайтесь от чревоугодия, но питайте тело, чтобы оно прожило ещё 100 лет. Т. е. без крайностей. Как говорит Климент Александрийский: «Тело – это орудие добродетелей», только через тело мы можем украсить нашу душу добродетелями.

  10. По словам Прав. Иоанна Кронштадтского, вкушать пищу нужно с благодарностью Богу, всегда помнить о Его милостях к нам.

  11. Пост и воздержание. Он должен быть умеренным и постоянным: не давать себе послаблений ни в телесном, ни в духовном плане. Это касается, например, такого известного нам всем продукта, как – водка. Хоть это и постный продукт, но во время поста его нельзя употреблять. Умеренный и постоянный пост, в отличие от сухоядения или, как некоторые, не едят и не пьют в первую седмицу Великого поста, заставляет человека прохладно относиться к пище, он становится менее требователен к ней. Пост и воздержание воспитывают в нас мужество, терпение и благоразумие. Как сказал один из свв. отцов: «Воздержание – это нерв терпения».

  12. Прп. Иоанн Лествичник говорит, что: «Чревоугодие можно осаждать памятью о смерти, плачем о грехах и памятью о вечном огне». Это помогает человеку возвратиться из плотского состояния в духовное, оно как бы отрезвляет нас.

  13. И последнее, но не по важности – это покаяние. Согрешил, иди, покайся и начни заново, не поддавайся этой страсти, борись с ней.

    Это трудно, очень трудно, чрево никто не победил, но с Божьей помощью его можно обуздать. К чему должен стремиться каждый христианин.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда