Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Гордость

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Гордость – это первейший грех и самый коварный

Когда гордость в человеке воцаряется, в нем не остается уже ничего, человек погибнет. И когда Святые отцы говорят о лекарствах для людей гордых, то там, где воцарилась гордость, они конкретно утверждают, что никакое лекарство не поможет, если человека не помилует Бог. Никакие вразумления, никакие знаки, никакие вдохновения человека не исправляют.

Определение понятия гордости

Гордость – очень многогранное понятие, и сказать в двух словах, что это такое, не представляется возможным. Гордость – это очень многогранная вещь, которая в себя впитывает очень много разных понятий. И когда мы читаем труды тех людей, которые достигли познаний духовных основ человеческой жизни – Святых отцов, то у них о гордости либо делается краткое выражение, но оно собою показывает только одну какую-то грань, либо дается объемное определение, которое выражает многие грани этого греха, изливающегося по всей нашей природе.

Итак, святитель Феофан Затворник о гордости говорит следующее: «Гордость есть ненасытимое желание возвышения, усиленное искание предметов, через которые можно было бы стать выше всех других». То есть первенство, возвышение, когда человек стремится сам себя возвысить.

Игнатий Брянчанинов говорит следующее: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и труднопостигаемое идолопоклонство». То есть когда человек поклоняется самому себе.

И Антоний Великий говорит тоже такое интересное выражение: «Гордость есть любовь к шумной славе». Помните, когда мы с вами беседовали о тщеславии, то говорили, что тщеславие как раз есть то основание, на котором зарождается гордость, и, соответственно, желание славы, и тем более шумной славы – это как раз есть пища для гордости.

Гордость – это когда человек служение Богу заменяет служением самому себе. Человеку естественно любить, мы живем в мире по законам любви. Несмотря на то, что зла очень много в мире, мы всё равно пытаемся жить и живем по законам любви, жертвенности, из этого состоит человеческий социум. Если законы любви упразднятся – человечество погибнет сразу. Они порой извращаются, используются подставные понятия извращенной любви, человек находится в некотором заблуждении. Но все равно человеку естественно любить, ему естественно жертвовать собою, и человек должен жить так. Но гордость есть как раз извращение именно вот этого дара. Любовь – это естественный дар, направленный на все окружающее – любить природу, любить людей, любить Бога, любить свою семью.

Также гордость есть извращение чести и достоинства человека. У человека есть честь, достоинство, любовь к самому себе как нормальное отношение.

И последнее, что хотел бы сказать о естественности этого греха, – то, что этот грех так же, как и все остальные грехи, о которых мы с вами говорили, есть грех смертный, то есть вызывающий в человеке непоправимые последствия.

Состав греха гордости –

из чего он состоит, из каких страстей, движений, какие у него грани:

  1. Самомнение, когда человек мнит о себе. Что такое «самомнение», само слово? Оно означает, что человек составляет мнение о себе не по отношению извне – не от людей, не от Бога, не как-то со стороны, а именно сам, благодаря своим мечтаниям. Он составляет мнение о себе, которое, как и всегда, хорошее. То есть ты идеальный человек, ты совершенный – «грехов нет у меня, батюшка, всё». Человек сам о себе составляет это мнение. И даже когда человек у других спрашивает: «А вы меня как-нибудь охарактеризуйте», – он все равно делает это так, чтобы ему как-то «подмазали», как-то все-таки более-менее сделали соответствие.

Этот «самоцен», как говорит Феофан Затворник, конечно, является первой гранью греха гордости, когда человек (или ангел, в частности – сатана) сам себя оценил. А когда человек сам себя оценивает, то это всегда ложь, это всегда неправда, потому что человек не может сам себя оценить в достаточности, даже люди не могут человека оценить полноценно. Человека может оценить на настоящих весах только Бог. И если Бог кого-то оправдал, то это истина. Если Бог кого-то осудил, то это тоже истина. Потому что весы Божии – они весы истинные, потому что Бог учитывает всё в человеке: воспитание, рождение и даже массу тела, – всё учитывает при вынесении вердикта. А мы смотрим на лицо. А Бог не зрит на лицо.

  1. Высокомерие, напыщенность, когда человек смотрит на других свысока, с некоторым презрением, напыщенный. Допустим, начинаешь разговаривать с человеком (встречались с такими), а на тебя даже и не смотрят. Ну а чего на тебя смотреть? Ты же где-то там, внизу. Я-то выше среднего, а ты где-то там, внизу.

  2. Превозношение и надменность. Мы с вами говорили о гневе, как раз надменность – это та грань, которая возбуждает, раздражает человека и является источником гнева в человеке. То есть когда человек надмевается. Надмение всегда ставит себя выше других, – это и есть надмение.

  3. Самодостаточность от Бога и независимость. Гордость человека приводит к этому убеждению, и даже многих христиан, и священников, и епископов. Потому что такое ощущение, когда человек впадает в гордость, – он впадает именно в искушение, что он начинает себя считать самодостаточным, независимым от Бога, теряющим веру. И от этого никто не застрахован. Мы знаем много примеров из житий святых: и епископы, и монахи, и священники, и лица разного духовного чина – находились в аду именно за гордость, за то, что, потерявши веру, они сказали: «Мы сами можем всё делать в этой жизни». Они имели власть, дарованную им от Бога, что, собственно, и сделал сатана в свое время – получив от Бога власть, он посчитал себя независимым и самодостаточным (об этом мы сегодня будем говорить более подробно). Хотя в принципе, если Господь отнимет дух от человека, человек превратится в прах, полностью исчезнет.

  4. К чему, собственно, всё сводится – властолюбие. Зачем людям много денег? Большие деньги нужны для того, чтобы иметь власть. Это есть пик гордости. Гордость выражается во властолюбии. Всякий гордец потом все равно будет стремиться к тому, чтобы приобрести власть. И сребролюбие является только средством. Почему люди хапают, и хапают, и хапают

Гордость делится на несколько видов:

  1. Первая двоица видов
  2. Гордость против людей - это когда человек надмевается над своими братиями, над окружающими, проявляет гордость по отношению к ним.

  3. По отношению к Богу. То есть, как говорит авва Дорофей, когда человек надмевается над человеком, впадает в гордость, и эта гордость приводит его к тому, что он уже начинает гордиться перед Богом, и потом хулить Его, считать себя независимым от Бога.
  1. II. Вторая двоица видов
  2. Гордость монашеская, или я сказал бы, – гордость подвижническая, потому что не только монахов такая гордость обуревает. Это все те, кто именно занимается подвигами духовными – то есть исполняют все положенные правила, исполняют устав, а даже, бывает, превышают устав во многих отношениях. Так, эти подвиги дают им возможность надмеваться над остальными братиями.

  3. Есть гордость мирская. Когда человек не ведет подвижнический образ жизни, ему нечем надмеваться. Правило ты не читаешь, в церковь ходишь раз в месяц – чем тебе надмеваться над ближним? Ты начинаешь надмеваться другим – у меня джинсы такие-то, у меня машина такая-то, я живу в таком-то доме. И получается, что человек начинает гордиться внешними вещами, материальными благами, земными, и это есть гордость мирская.

Под гордостью житейской, о которой мы сейчас мы с вами говорим, можно разобрать несколько пунктов:

  1. Род и происхождение, когда человек гордится своим происхождением. Когда встречаешься с людьми, у которых гены очень насыщенные, благородные, – они действительно люди интересные, приятно даже пообщаться с таким человеком. Когда ты с ним сидишь, то понимаешь, что перед тобой сидит человек, у которого предки когда-то правили Россией и т.п., это было лет 500 назад, древние роды. Это их семя, их потомки. И возникает некоторое духовное ощущение, достаточно сильное, когда ты соприкасаешься с великими людьми, с великим родом. И конечно, если человек неблагоразумный, глупый, то он начинает надмеваться тем, что - «вот, я». А на самом деле достоинство рода человеку ровным счетом ничего не дает. Абсолютно ничего не дает. Но, тем не менее, гордость житейская человеку позволяет надмеваться.

  2. Знания, мудрость, образование – этим больна наша интеллигенция. То есть человек-интеллигент немножко себя свысока ставит, потому что все остальные не имеют образования, не имеют утонченности. Они всегда человеку подскажут, как нужно правильно сказать, что не надо говорить «зво́нишь», а «звони́шь», всегда тебе не преминутпод сказать, как нужно правильно выразиться, как нужно правильно сесть, как нужно курочку съесть и прочее. Всё это относится к этикету, чем больна наша интеллигенция. Даже если хотят подсказать из благих побуждений, то очень часто (всегда) под благими побуждениями бывает скрытая гордость. Когда ты хочешь человеку чем-то помочь – посмотри в свое сердце.

  3. Имущество, богатство, одежда. Гордость житейская – человек гордится своим имуществом, богатством, одеждой. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто украшает себя одеждой, тот болен недугом гордости». Щегольство и прочие все вещи.

  4. Когда человек обладает определенным статусом, должностью, званием, чином, когда человек работает начальником – это тоже способствует приобретению некоторой гордости человеком. Хотя его завтра могут уволить или лишить, он останется без ничего, но, тем не менее, по своей глупости человек гордится этим. А это действительно глупость. Святитель Иоанн Златоуст во многих своих проповедях часто говорит, что человек, который гордится, - он глуп, безумен и туп, потому что обманывает сам себя. Так и есть: самоцен, сам себя возносит, а на самом деле ничего

    собою не представляет.

  5. Телесное совершенство, телесная красота, когда человек красив лицом; особенно женщины, девушки молодые очень этому привержены, и они начинают красоваться. И кинематограф и другая индустрия показывает, до какого греха всё это докатилось и до какой глупости.

Как рождается страсть гордости в душе человека, через какие механизмы это происходит?

  1. Предвестник и начало – тщеславие, как мы с вами уже говорили. Когда человек начинает тщеславиться, тешить себя славою, начинает принимать славу от людей, а не славу от Истинного Бога. Помните, как сказал Господь наш Иисус Христос фарисеям: «Славу от подобных себе принимаете, а славы, которая от Единого Бога, не ищете. Горе вам, потому что вы уже получили награду свою».
  2. Что сегодня, конечно же, у всех нас есть – это повреждение нашей природы, парализация нашей воли. Наша природа рассечена, именно гордостью она повреждена, и человек не собран, мы не хозяева своей природы. Человек хозяин в чем? В грехе он хозяин!

Объесться – пожалуйста. Согрешить – я себе хозяин; воздержаться – сил нет. Допустим, поголодать – сил нет. Воля, чтобы сделаться человеку хозяином добродетели, - слаба. Немощна. Абсолютно бессильна даже, я бы сказал. И природа в человеке так рассечена и расстроена, она находится в таком дисгармоничном состоянии, что человек порой даже с мыслями собраться не может, не говоря уже о том, чтобы себя соединить. Бывает даже, что с утра встаешь и разбит так (а разбит именно потому, что не молишься долго или грех какой-то мучает), что даже и мысли собрать не можешь. Какое расстройство – даже сам ум рассыпается.

  1. Неведение, плотское мудрование и заблуждение. Оно происходит у нас, конечно же, с детства, когда человек не знает, что такое гордость. Растет ребенок и даже не понимает, что такое гордость, не ощущает этого и уже поступает по этому греху. Очень хорошо, когда детей воспитываешь, приучать человека просить прощения с детства.

Внешние причины гордости, по которым гордость в нас заводится (косвенные причины, которые внешне влияют на нас):

  1. Прежде всего, говорит Исаак Сирин, это наша внешность (щегольство, украшение одежд, когда человек много времени отдает тому, как он одет). Один друг женился и рассказывал, – он уже оделся, уже вспотел два раза, она всё платье выбирает… То одно, то другое, то не подошло, то короткое, то длинное, – там целый гардероб. Или другая – у неё к каждому платью сумочка своя; шифоньер открываешь – там сумок висит штук тридцать. Это о чем говорит – что человек через это пытается себя как-то реализовать. Это всё лишнее. Человек должен в одежде что соблюдать, прежде всего, – опрятность. Есть люди, которые любят ботинки начищать каждое утро. Он встает, раз почистил, в магазин сбегал – опять почистил.

Помню, когда мы в семинарии учились, мы подшивку делали на воротничок, два раза в неделю надо было подшиву стирать и подшивать. А другой просто сделал – взял, отрезал горлышко от водолазки белой, надел и носил неделю. Потом снял, постирал и опять надел. Самое главное, чтоб чисто было, каждый исходит из своих моментов. Это является основным в одежде, чтоб человек был чист, опрятен, а уже всё остальное – как, что он там носит, – это уже не нашего ума дело. А Святые отцы, которые жили в пустыне, они даже специально и не мылись, чтобы их осуждали, чтобы нести поношение, потому что это полезно.

  1. Вращение в миру производит гордость, так как гордость есть закон мира. Несмотря на то, что в мире правит любовь, всё равно мир, конечно, стремится жить по законам гордости. И соответственно, человек, который постоянно вращается в этом мире, как бы пытается быть винтиком, частью этого мира, – он, безусловно, будет впадать в гордость потому, что мир его в этом «заведет». Иначе нам совсем надо было бы выйти из мира, по слову апостола. Мы не пытаемся стать частью этого мира, но человек, который пытается стать частью этого мира, в большой степени подвержен гордости.

  2. Также Святые отцы говорят, что очень страшно сожитие и общение с гордыми, когда у тебя гордые друзья. Как сказал пророк Давид, «со строптивым развратишься». У Святых отцов даже есть такая поговорка очень интересная: «Лучше жить с прокаженными, чем с гордыми». Потому что для души сожительство с гордыми очень вредно. Ты ни решения правильного принять не можешь, у тебя советники – все гордецы, они тебе такую же глупость и посоветуют.

  3. Слава человеческая мало-помалу тоже рождает гордость, когда человек испытывает на себе славу. Там тебе сказали – «ты хорош», там тебе сказали – «ты хорош», там тебя похвалили, там тебе подмазали. Глядишь – и человека не узнать. Постепенно это всё происходит, не сразу, мало-помалу, незаметно для нас.

  4. Также у человека рождает гордость бесстрашие (дерзость), когда человек дерзновенно, бесстрашно делает какой-то поступок. И после этого бесстрашного поступка у человека возникает ощущение, что он может многое. Как и сказано, что смелость и дерзновение при развращении и гордости преобразуется именно в дерзость, в бесстрашие, которое на самом деле вредно и является греховным проявлением.

  5. Очень серьезная и частая причина, по которой в нас возникает гордость, Святые отцы говорят очень интересно о том, что это чистая совесть, подвиг и правильность в поступках. Делаешь хорошо, подвижничаешь, совесть тебя не обличает, так как ты делаешь всё хорошо, – это как раз есть почва, в которую обильно сыплются семена гордости. Тебе не за что себя укорить, ты всё сделал.

  6. Следующее явление чистой совести – это трудоголики, о которых мы с вами говорили в другой беседе. Трудоголик – это человек, который всё всегда делает правильно, лучше всех, больше всех, и, как правило, он осуждает тех, кто работает хуже. Их физическая мощь, способность в труде доводят их до этого состояния. Ну и, конечно, можно здесь вновь упомянуть интеллигенцию, когда у них всё по этикету. Сделал всё по этикету – ну, ты молодец, тебя можно в люди выпускать. Нет – сиди дома.

  7. И очень интересно последнее – это благодарение Бога. Помните молитву фарисея: «Боже, благодарю тебя, что я не такой, как этот мытарь». Почему у человека возникает гордость, когда он благодарит Бога? Потому что человек благодарит Его за какие-то достоинства, которыми Бог, как ему кажется, выделил его, сделал его значимым, духовным или ещё что-то.

Признаки гордости

  1. Презрение ближнего, надмение и раздражение. Когда ты позволяешь себе раздражиться на человека, ты уже себя считаешь выше его. Поэтому раздражение есть первейший признак того, что ты болен гордостью. Как я уже говорил – надмение есть источник раздражения. Ты уже считаешь себя выше этого человека, ты позволяешь себе грубость, раздражение. Раздражение – это уже дикое поведение, это уже ненормальное поведение человека. Человек превращается в некоторого зверя в раздражении, а через пять минут в убийцу. В принципе раздражение – оно таково. Вспышка – и человек уже убийца. Всё может поменяться за одну секунду, потому что гнев – это очень стремительная страсть.

  2. Когда человек домогается почестей, славы и предпочтения, когда человек к этому стремится. Из грубых проявлений этого – приходишь к какому-то начальнику, начинаешь с ним говорить, а он тебя начинает поправлять и говорит тебе: «А как нужно вести беседу?». То есть тебя сразу ставит на место.

  3. Мнение о том, что ты исключителен, неповторим, оригинален, важен, весь состоишь из особенностей. Действительно, каждый человек неповторим, уникален, это правда. Каждый человек – образ Божий, всё это ясно. Но когда это всё приобретает в человеческой гордости извращенную форму, тогда это плохо. Человек видит себя как бы на высоте, выше всех благодаря мнению о своей исключительности.

  4. Также когда человек не терпит превосходства над собой, дух соперничества. Дух соперничества, о котором мы сегодня пытались заговорить, это как раз и есть, когда человек не терпит, чтобы кто-то был первый кроме него. И сегодня, конечно, мир по закону греха живет, люди соревнуются между собою – кто во грехе преуспеет лучше другого. Всё это понятно. Они соревнуются, и мы не должны в этом подражать, это не наша прерогатива.

  5. Зависть, ревность, злорадство, когда человек из зависти начинает ненавидеть другого человека, пренебрегать им, и злорадствует.

  6. Когда человек не прощает обиды, обидчив. Обиды есть характерный признак гордости. Человек замыкается и не хочет разговаривать, поссорится и не идет на контакт, не прощает обиды, злопамятствует. Так всегда бывает в семейных отношениях – один много говорит и быстро прощения просит, второй меньше говорит, но долго обижается. И вот эта дилемма между ними. И люди друг к другу идут и находят некоторую гармонию, что, в конце концов, начинают оба мало говорить, быстро прощать и меньше обижаться.

Также после злопамятства и мести у человека возникает ненависть к обличителю. То есть когда тебя обличили, ты начинаешь человека ненавидеть за это. Это как раз есть признак гордости, признак возношения. Как говорит премудрый Соломон, мудрость заключается в том, чтобы уважать и любить обличающего, потому что это врач, это лекарь. Тот, кто обличает, реально приносит тебе пользу, а никто из льстецов никогда правды тебе не скажет.

  1. Строптивость, непокорность, прекословие. Даже когда общение происходит между людьми, в ведении диалога очень интересно просматривается следующее: человек 6-7 собираются, ведут диалог, о чем-то говорят, и каждый пытается свое мнение выразить как-то, свое слово вставить, к себе привлечь внимание. Помню, однажды увидел нечто удивительное: все разговаривают, и один человек долго не мог вступить в разговор, ему просто не давали (знаете, бывает, хочешь сказать, и тебя другой человек резко перебивает другой мыслью какой-то; все увлекаются его мыслью и получается, что тебя не слышат, твоя мысль как бы в сторону уходит). И он завизжал. Взвизгнул – все на него переключились – и он начал высказывать свою мысль. И причем он даже не понял, что он сделал. Он просто сделал это подсознательно, чтобы привлечь к себе внимание. Просто взвизгнул, мысль у всех провалилась, все на него смотрят, – и он начал рассказывать о том, как у него всё было там хорошо.
  2. Когда человек склонен к самохвальству, к хвастовству, к самопрославлению. Ну, другие же не видят, правильно. Сегодня это называется таким очень либеральным словом – пиар. Не похвальбы, а просто пиар, работа такая, надо двигаться. И все люди сегодня живут по этому принципу. А этот пиар – это самопрославление, самохвальство, похвальба. Нужно называть вещи своими именами. И блажен человек, которого прославляет Бог, а не сам он прославляется. Конечно, человеку трудно, когда надо что-то делать, и когда нужно делать это самому, и продвигать то, что ты делаешь сам. И делаешь не потому, что тебе хочется быть каким-то красивым или ещё что-то, а делать именно для того, чтобы сделать для Церкви хорошо. И у самого человека бывает очень много проблем и трудностей внутри самого себя потому, что он через горнило сомнений проходит: «а надо ли это делать?», т.к. в принципе, да, это надмевает человека. Без надмения здесь не обходится, но, тем не менее, делать надо. Так же в других случаях, когда человек пытается как-то свое дело реализовать, продвинуть, а его не понимают, ближние осуждают, знакомые и т.д. Это всё весьма естественно, и тяжело, когда человека не знают, это всё как-то реализовать и в жизнь пронести. Наверное, конечно, лучше всего, может быть, ничего не делать. Но с другой стороны тогда – а как? Вот допустим, человек изобрел что-то. Оно же не может просто лежать. Человеку уж надо это всё в жизнь воплотить, он начинает это дело продвигать. Конечно, он будет надмеваться, потому что гордость, неправильная духовная жизнь. Но если мы не будем ничего делать, тогда мы вообще ничего в жизни не сделаем. И поэтому надо делать, и в этот момент нужно учиться, как бороться с гордостью, с надмением, с возношением, с самомнением, с самоценом, со всеми её проявлениями, чтобы понять, что ты находишься все-таки в жестком греховном плену. И тебе нужно употребить очень много сил и милости Божией для того, чтобы избавиться от этих грехов.

Как проявляется этот грех:

В разговоре – крикливостью, в молчании – досадой. То есть когда человек разговорчив, он начинает кричать, если человек молчалив, он начинает сам себе досадовать на другого человека или на то, чем он недоволен. В веселье – громким смехом, в ответе – строптивостью, в речи – безрассудством, в делах – надмением, с подчиненными – барством, в обличении – ненавистью, а не милосердием, в молитве – рассеянностью, непостоянством, в общении с Богом – обидой. Когда человек горд, он говорит: «Господи, ну почему Ты мне (мне!) не помог?! Ведь я такой у Тебя!.. А Ты меня взял, и бросил».

Последствия греха гордости:

  1. Изначально это расстройство природы и рассечение естества. То есть полная деградация человеческой природы, что человек, как мы уже говорили, не является хозяином своей собственной природы. Ум – одно, душа – другое, сердце – третье, плоть – четвертое, - ну, об этом мы с вами всегда много говорим.

  2. Мечтательность, фантазии именно уже как некоторое состояние, когда человек не может без мечтаний. Он ложится, долго не может заснуть – два, три, четыре часа, причем реально у человека нет проблем со сном, он просто парит умом, мечтает, и в этих мечтаниях он достигает каких-то высот, покоряет каких-то женщин замужних и т.д., всё в этих мечтах своих делает. Это есть некоторое состояние, от которого не сразу избавишься. Многим людям, с кем я разговаривал, кто болен такой мечтательностью, очень тяжело. Ложится человек – и начинается, потому что он уже привык, это уже привычка – мечтать.

И так же после таких мечтаний от гордости происходит подобное ощущение, которое сродни мечтанию – страхование. Это разные бесовские ощущения, мнимые, когда человек что-то себе придумывает – это всё происходит от гордости, потому что гордость, в принципе, является причиной трусости. В любви нет страха. А в гордости, по обратному движению, как раз есть страх.

  1. Похищение рассудка и умалишение, авва Евагрий говорит, что даже и бешенство. То есть когда человек реально повреждается рассудком, теряет разум, кончает жизнь самоубийством, и много разных вещей бывает после того, как человек впадает в грех гордости. В общем, это очень страшно.

  2. Также после гордости следуют такие духовные заболевания, как прелесть, духовное заблуждение, повреждение, ересь, раскол, говорит св. Игнатий Брянчанинов. Все эти явления имеют своей причиной гордость. Потому что это есть выбор человека, когда он покорился гордости.

  3. Также человек в гордости имеет неадекватное поведение, глупость, тупость, безумные поступки (неправильные, опрометчивые), потому что человек гордый находится как бы вне реальности. Мечтательность нагнетает в нем некоторое ощущение того, что он другой. А на самом деле он в реальности-то другой совершенно, но он думает, что он достиг каких-то моментов. И он, соответственно, своим внутренним самомнением принимает какие-то решения, делает дела, поступки, выводы. И всё это, в конечном счете, приносит человеку, конечно же, большое заблуждение.

  4. Также после гордости приходит скорбь, печаль, расстройство, отсутствие мира и покоя. И очень даже хорошо, что скорбь с печалью приходят. Для того чтобы человек не расслаблялся. А то бы сказал, что гордость – это очень комфортное состояние. А на самом деле Дух Божий покидает человека, и человек остается наедине со своими грехами.

  5. Также вслед за гордостью идет блуд и другие греховные падения. Человек реально может по себе заметить, что если у него присутствует очень много неотвязных блудных, хульных помыслов и т.д. – это есть признак того, что ты либо в конкретной гордости пребываешь, либо в чем-то ведешь себя гордо. Например, с каким-то человеком – сделал гордый поступок и не отступаешь, либо какое-то решение принимаешь по гордости и т.п., то есть в частном отношении даешь движение гордости.

  6. Также здесь нужно добавить, что идет забвение согрешений. «Ну, а какие у меня грехи? Я покаялся и вроде больше ничего не делал».

  7. И последнее, о чем я хотел бы сказать из последствий, – это видение бесов. Человек без гордости, если он не болен психической болезнью, бесов видеть не может. Только гордость может разрушить в нем естественное состояние. Или если он по гордости пошел уже служить бесам, они могут ему явиться. Люди гордые конкретно могут видеть бесов. И бесы могут им являться. Потому что гордость – это бесовский нрав, человек превращается в беса, будучи ещё во плоти.

Исчадия этой страсти, по прп. Иоанну Лествичнику

Чада гордости суть таковы:

  1. Гнев, раздражение и досада.
  2. Клевета, злословие, хула.
  3. Прекословие, своенравие, непокорство.
  4. Зависть, ненависть, злопамятство.
  5. Ложь, лицемерие, человекоугодие. Гордость человеку мешает признаться в своих грехах, он идет на ложь. Когда гордый общается с человеком, он не может ему открыть истинные мысли свои, начинает лицемерить. Если он общается с людьми, которые выше его и которых он хочет использовать, он начинает человекоугодием заниматься.
  6. Богоборчество, потому что человек, как мы вначале говорили, хочет поклонения самому себе.

Гордость – это мать всякого греха и страсти, начало и конец любого беззакония. Какая бы страсть ни была, – всё в гордости, всё она, всё из неё и всё к ней возвращается. Она, как всепожирающая живность, распространяется по человеку и целиком заполняет всё его существо.

Мы с вами раньше говорили о влиянии страстей на состав человека (на тело, на дух, на душу). Сегодня я хотел бы сказать, что всё то, о чем мы говорили, всё это влияние разных страстей на человека, находится в гордости и очень сильно здесь усугублено. То есть гордость очень плохо влияет на человека, лишает его божеских почестей, достоинств, фактически превращает его в беса.

Как бороться со страстью

Нам же с вами, находящимся в миру и поглощенным полностью страстями, не имеющим возможности заниматься безмолвием, самоанализом, хотя бы необходимо понимать, что с нами происходит, и употреблять хотя бы некоторые усилия для того, чтобы бороться с этим грехом.

  1. Первое, что советуют Святые отцы, – это самоуничижение и самоукорение. Потому что после самомнения человеку нужно самого себя и укорить. Он подумал, что он хороший начальник, – он должен сказать себе: «Я плохой начальник, я недостойно несу свое послушание». «Я профессиональный водитель», – «Да нет, я плохой водитель, я всё равно нарушаю, я всё равно отвлекаюсь, я всё равно где-то веду себя плохо на дороге». То есть человек должен обязательно себя самоукорять и самоуничижать для того, чтобы не раздулось в нем самомнение его.

  2. Перенесение похвал с себя на Первоисточник – Господа Бога. Когда тебя хвалят, ты должен искренне сам в себе считать, что это всё принадлежит Богу. «Я только реализовал то, что мне дал Бог», «Я раб ничего не стоящий и сделал только то, что должен был сделать», – говорит евангелист Лука слова Иисуса Христа. Хороший был проповедник Апостол Павел? Великий был проповедник! Но что он говорит: «Горе мне, если я не благовествую, а благовествуя, я делаю только то, что мне вверено». «Я делаю только то, что мне дано, но если я не буду этого делать, то горе мне».

  3. Покаяние, сокрушение и раскаяние. Без покаяния вообще никакой грех невозможно победить, и само состояние покаяния, смиренности внутри человеку очень помогает. И когда мы чувствуем, что в нас нет покаянного чувства, то мы должны полностью себе сказать, что в нас чувство греховное, чувство горделивое. Мы далеко от Бога в этот момент.

  4. Смиренномудрие. Специально не говорю о смирении, потому что у нас с вами будет беседа о борьбе с гордостью и тщеславием, мы будем говорить о смирении, о смиренномудрии собственно, потому что о смирении мы мало что можем сказать. В основном будем говорить о смиренномудрии. Оно очень сильно человеку помогает. Смиренномудрие по очень простому определению аввы Дорофея – это готовность всякому человеку сказать «прости». Что бы ни произошло – возьми вину на себя. Себя посчитай виноватым, в себе найди вину. Это есть начало смиренномудрия. И пример его такой: к одному старцу пришел бесноватый, и в моменте припадка бесноватый ударяет старца по щеке. Старец был смиренный и, недолго думая, подставил вторую: «На, бей». Что произошло? Бес с криком вышел из того человека, потому что не мог стерпеть такого смирения. Приведу другой пример: один брат, который считал себя духовным, решил вылечить некоего бесноватого. Когда у того был приступ, он положил ему руку на голову и начал читать молитву: «Господи, изжени из него лукавого, нечистого духа…». А бес говорит: «А хочешь, в тебя войду?»… Он говорит: «Не надо». И ушел.

Есть разница – состояние человека гордого и состояние человека смиренного. Потому что гордому нельзя изгонять бесов. Как бес может бесов изгонять? Да никак. Молитвой и постом сей род изгоняется, по слову Господа, и, безусловно, смиренным и покаянным чувством. Потому что без этого никак. В гордом состоянии бесы только в тебя войдут. И я думаю, что если бы он дальше не отступил, бес бы в него вошел. За гордость многое нам попускается.

  1. Также очень интересно в борьбе употреблять такое ощущение: когда ты сделаешь какое-то дело, нужно смотреть не на результат – как хорошо получилось, а как было трудно в момент делания, какие были немощи, недочеты, минусы. То есть смотреть на то, какие мы сделали промахи. Это будет нам очень сильно помогать. Допустим, тебе сказали: «Ты сделал хороший чертеж», а ты сразу вспоминаешь, сколько раз ты одну и ту же линию перечертил, у тебя аккуратней не получилось. Как, помните, в фильме «Приключения Электроника», он учительницу нарисовал, он же робот. Она подходит и говорит: «Здесь неудобная позиция, тени не так ложатся». То есть всё хорошо вроде бы, а она его раз – и осекла. А он говорит: «А я посчитал, что там всё хорошо складывается». И поэтому, когда человек что-то делает, нужно обязательно вспоминать о том, как ты это делаешь. Как? «Проклят всяк, делающий дело Господне небрежно», – вот эти слова лучше чаще вспоминать, чтобы не гордиться, когда что-то выйдет из-под нас.

  2. Также наше хождение и предстояние перед Богом. Я об этом всегда говорю. Это, я бы сказал, авраамово духовное состояние, состояние праотца Авраама, когда он ходил пред Богом, и это ему вменилось в праведность. Он просто жил, и всегда рядом с ним был Бог, одесную его. Он всегда представлял Бога рядом с собою. Разговаривает с человеком – видит Бога одесную себя. Бог рядом с ним – не солжешь, не обманешь, не клевету какую-то употребишь. А как часто мы забываемся, что мы с Богом, все время ляпнешь какую-нибудь ерунду, потом жалеешь целый месяц об этом. То ещё что-нибудь. Хождение и предстояние перед Богом очень важно в жизни человека. Оно помогает человеку понимать, что он не один, что есть Бог, Который свят, Который чист, Который смирен, и Который помогает нам не согрешать.

  3. Радостное перенесение оскорблений и скорбей как заслуженных нами, «по грехам нашим дано». Замечательное, очень интересное у пророка Давида есть выражение, когда его сын Авессалом изгнал из Иерусалима, он вышел, шел по верху горы, а внизу Семей кричал ему, поносил его всячески, оскорблял его, говорил: «Это правильно, за кровь Саула тебе Бог воздал!». Это мы сейчас читаем Библию – Давид праведный и всё как бы правильно. А в то время партия Саула не считала, что Давид был праведником, они его ненавидели. И так он его оскорблял, оскорблял, ему телохранители царя говорят: «Давай, мы ему сейчас голову отрубим и всё. Что это собака какая-то лает, нашего царя, раба Божьего, хулит!» И Давид сказал замечательнейшую вещь: «Не делайте этого. Сам Бог благословил ему оскорблять меня, – и, выражая надежду, добавил, – после этого оскорбления да воздаст мне Господь днями благости, радости и очищения». И так в жизни и бывает очень часто: если кого-то супруг или супруга оскорбляют, нужно это воспринимать так, как Давид, – что это как раз хорошо. Недавно встретил своего знакомого, ему досталась злая жена. Она хороший человек, но в общении она злая, грубая, она может оскорбить. Бывают такие жесткие люди. До этого я не видел его несколько лет, но когда я его увидел, то понял, что это был промысел Божий. Я увидел смиренного старца перед собой. То есть за годы жизни с этой женщиной он смирился. Он преобразился, он стал другим, претерпев все эти оскорбления, унижения. Как Сократ – его помоями обливали, он всё это терпел спокойно и действительно достиг высот. И когда мы всё это терпим по грехам нашим, то Господь приемлет наше терпение, очищает нас, в том числе и от гордыни.

  4. И также из борьбы нам должно быть, конечно, не чуждо, и весьма приветствуемо – повиновение, послушание, покорность людям, в частности судьбе потому, что порой не нужно судьбе противиться, как ведет Божий промысел, так и надо иногда смиряться и терпеть, и Господь за это терпение воздаст. Родителей надо слушаться. Повиновение родителям – это первейшая заповедь послушания, которую сегодня очень редко, где найдешь. Строптивость детей приводит к тому, что они потом глубоко несчастны, жизнь свою заканчивают плохо, начинают безобразно, проводят ещё хуже, и во концовке потом получается не пойми что.

  5. Я бы хотел ещё отметить нечто важное именно о промышлении Божием о нас. Оно заключается в следующем. Феофан Затворник говорит: «Труд, скорбь, тяжесть, препятствия, болезни, гонения, смерть и многое другое Господь использует, чтобы сокрушить грех гордости». И посылать будет это искушение до тех пор, пока не разобьет этот камень. Попался тебе жесткий начальник или плохой сосед – терпи, почитай этим очищение себя от гордости. Уйдешь, сойдешь с этой дистанции – Господь все равно будет тебе посылать, будешь вокруг да около бегать всю жизнь, покуда этот момент не пройдешь. Господь, безусловно, будет посылать это всё. Это промышление Божие, и оно на самом деле очень полезно, потому что это всё нас смиряет, помогает нам ощущать свою немощь, не возноситься не только перед другими, но и перед Богом. Замечательное понятие, которое нам предложил Иоанн Златоуст: «Лучше смиряться, согрешая, чем гордиться, делая добро». Очень интересное выражение. Представляете, да? У нас даже есть такая русская поговорка, на мудрости Иоанна Златоуста основанная: «Не согрешишь – не покаешься». Это что значит – надо грешить, чтобы покаяться? Конечно, нет. Ситуация такова, что человек когда находится в состоянии согрешения, он находится в состоянии раскаяния после этого. А если он не холоден, не горяч, а находится в теплом состоянии, то он к покаянию не способен.

  6. Так вот, здесь вступает такое совершенно замечательное понятие, как смиренная совесть. Что дает христианину смиренная совесть? Она дает ему ощущение того, что он ничего не делает так, как должно быть. Есть совесть нормальная, чистая, мы говорим: «иду спать с чистой совестью». Ложусь и сплю с чистой совестью. Что дает ощущение чистой совести? Чувство завершенности, что ты сделал всё правильно, ничем не смущаешься, ложишься и спишь.

Святые отцы говорят, что как раз здесь гордость и подкарауливает нас. Это не значит, что мы не должны стремиться к чистой совести. Нет, мы обязательно должны к ней стремиться. Но нужно не забывать и о гордости, которая за этим следует.

Последнее, что я хотел бы сказать, – о гордости в семейной жизни. Здесь очень хороший лозунг дает нам преподобный Амвросий Оптинский: «Кто уступает – тот приобретает». Поэтому уступчивость есть первое средство, которое нужно держать всегда как бы в кармане. Будь уступчив, и приобретешь победу.

  1. Гордость есть основа ссор, распрей и разводов. Нет другого греха, который подвигал бы людей к ссорам, к распрям, к разводам. Потому что каждый пытается настаивать на своем в семье. И если гордость эта пребывает, то она не приведет ни к чему хорошему.

  2. Гордость мешает людям в примирении, поощряет непрощение (обидчивость). Люди поссорились, поругались в семье, и у каждого гордость: «он сам виноват», «она сама виновата», «это она первая», «это он первый». «Я готов (а), но я жду пока он (а) подойдет». Это гордыня. А человек должен уступить и пойти, попросить прощения первым, и этим, по крайней мере, снять напряжение.

  3. Также гордость в семье разделяет, обособляет каждого члена семьи, потому что семья – это такое место, где гордость должна сокрушиться. Если гордость в семье не сокрушается – семья распадается. Потому что гордость делает людей не одной плотью, а разными людьми – он гордый, и она гордая, они не семья, потому что гордость разъединила их. Но если они борются с гордостью, то он и она – одна плоть, и у них нет обособления между собою, они победили гордость.

  4. Также о детях мы уже говорили в течение беседы, что с гордостью уже с детства надо бороться. Учить детей уступчивости, прошению прощения обязательно. Чтобы дети умели просить прощения не так, как на рынке – торговать прощением: «Мама, прости меня», и тут же делать свое. К прощению нужно учить детей благоговейно относиться. Это обязательно нужно делать, потому что если человек вырастет гордым, неуступчивым, не умеющим просить прощения – он погибнет. Он наломает в жизни очень много дров, и мы с вами будем виноваты, что не привили ему хотя бы некоторое понятие.

Последнее, о чем я хотел бы сказать, – что семья нам Богом дана как самая удобная школа для того, чтоб побеждать гордость. Потому что семья основана на естественной любви, на естественном стремлении человека друг к другу, к воссоединению.

И закончить я бы хотел словами преподобного Иоанна Лествичника, сделать некоторый вывод:

«Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, мать осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу и корень хулы». Вот такое объемное, многогранное содержание дает преподобный Иоанн Лествичник этой страсти – гордости, потому что она есть начало всех грехов, виновница их, бесовское изобретение, которое было нам навязано, которое мы восприняли и которым недугуем по сегодняшний день.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда