Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Гнев

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Безукоризненные страсти

Есть у Святых отцов учение о безукоризненных страстях. Все греховные страсти имеют свою не греховную причину, так как были до грехопадения. К примеру, страсть чревоугодия имеет в себе основой питание человека. О страсти гнева преподобный авва говорит, что до того, как согрешил человек, Господь, предвидя наше грехопадение, вложил в нас добродетель, или безукоризненную страсть, которая называется гнев и которая помогает человеку бороться с грехом. Гнев помогает человеку в безукоризненном состоянии своем идти к цели обожания. Когда сатана соблазнял Еву, то вложил в ее сердце сомнения: подлинно ли сказал Бог? И Ева не прогнала сатану от себя с гневом и презрением, но приняла от него сомнения и этим согрешила. Но если бы она употребила гнев, дарованный ей Господом, тогда бы грехопадения не состоялось. В Евангелии неоднократно показывается, как Господь гневался и сокрушался о грехах некоторых людей, о лукавстве их, о подлых поступках. И этот гнев не греховен, а именно безукоризнен, он вложен в природу, чтобы она боролась с грехом.

Почему люди раздражаются?

– Раздражение происходит от неудовольствия, оттого, что кто-то у нас что-то похитил, кто-то нас оскорбил, и если человек раздражение в себе не подавит, то перейдет в состояние нетерпения, к которому потом подключится злоба, и здесь вспыхнет уже страсть гнева с греховным оттенком. И человек совершит какое-то преступление или скажет дурное слово, и будет грех.

– То есть, получается, раздражение – это первая ступень, начало гнева?

– Да, хотя мы считаем, что раздражение – это безобидная форма. На Исповеди люди не каются в гневе, а каются в раздражении, хотя раздражение есть первейшая форма гнева, и надо понимать, что когда мы раздражаемся, то в одну секунду, если мы не подавим раздражение, мы можем перейти в гнев и совершить греховный поступок или даже преступление.

С чего начинается раздражение?

– Допустим, человек утром встает, и у него без причины плохое настроение, и он, где-то даже по соблазнению бесовскому, где-то по расслаблению душевному, теряет мирный покой и начинает неудовольствовать. И то ему не так, и это ему не этак, и он не замечает, что с ним происходит, он считает это состояние естественным. Впадая в раздражение, человек теряет мир душевный. И он может закостенеть в этом состоянии и не знать, что такое радость о Святом Духе, – сегодня многих православных обвиняют в том, что они не умеют радоваться. Почему? Потому что мы не умеем бороться с гневом, с раздражением, а гнев и раздражение похищают радость, благодать из душ наших.

За все, что происходит внутри, каяться нужно.

Мы сегодня говорим о том, что у гнева две стороны. Но нам, грешным, нужно помнить, что гнев, укоренившись в душе, всегда приведет ко злу.

Поэтому даже отцы боялись гнева.

Как можно побороть гнев?

– Мы не должны во гневе произносить слова, нужно просто замолчать. Когда чувствуешь, что ситуация выходит из-под контроля, а человек, раздражающий тебя, не останавливается, нужно просто уходить от ситуации – христианин не должен здесь оставаться, потому что он, зная свою немощь, прекрасно понимает, что может произойти непоправимое. Если не получается удалиться, то нужно как-то оборвать разговор, сделать некоторое усилие, чтобы, например, закрыть дверь или убежать. Если это семейные отношения, то сказать ласковое слово, обнять, поцеловать, как-то пошутить, разрядить ситуацию и не отвечать гневом на гнев, избегать нужно его, потому что гнев похищает сразу все плоды: раздражился, и накопленное за несколько месяцев подвигов твоих пропало, – ничего нет.

Очень хорошо человеку изучать добродетель кротости и терпения – кротость, по словам святителя Григория Нисского, это медление, это тихость, это некоторая леность ко греху, то есть нескорость. Кротость помогает человеку полностью контролировать себя во время приближения гнева и в разных непредвиденных ситуациях, связанных с оскорблениями, когда мы можем вспылить. А терпение помогает нам все это дело покрыть железными цепями и удержаться в состоянии кротости.

Обида происходит от гордости.

Женщины очень склонны к обидам, женщине всегда очень тяжело прощать. Мужчинам проще, они легче прощают. Поэтому подвиг всепрощения для женщины особый, и им нужно заниматься, быть внимательной. И для этого рекомендую вам каждый вечер на коленях перед иконой Божией Матери молиться за своего брата и просить ему всяких благ, духовных, душевных, телесных, – всего, что вы себе желаете, то просите и ему. И это желательно делать перед вечерним и утренним правилом. Потому что Святые отцы рекомендуют, чтобы победить грех и гнев, молиться за тех людей, кто нас обижает, и за тех, на кого мы злопамятствуем или обижаемся.

–Когда нас обижают, а мы первые идем на примирение, то Господь нам дает сугубую благодать. И человек всю жизнь будет помнить, что тот, перед которым он согрешил, у него же попросил прощения. Это переворачивает людей наизнанку, и они после этого становятся христианами настоящими и искренними.

Нужно стремиться к безгневию

Батюшка, а вообще без гнева прожить можно?

– Можно и даже нужно; безгневие, о котором говорят Святые отцы, – это хорошая площадка для молитвы, для умиления, для созерцания, поэтому к безгневию мы все должны стремиться. Человек должен понимать, что всякое раздражение, всякая злоба приводят ко гневу, и поэтому от них надо удаляться. Конечно, это все происходит не сразу, а со временем, но к этому нужно стремиться, потому что гнев, как сказано в Священном Писании, не творит правды Божией.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда