Совет священника архимандрита Георгия (Шестуна), настоятеля Заволжского мужского монастыря (г.о. Самара), кандидата педагогических наук
Из книги «Советы настоятеля», размещенной на православном портале «Азбука.ру»
Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять.
А воспитывать – это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть. Когда мы забываем о духе, заботимся только о плоти и душе, тогда воспитание сводится к росту и развитию, особенно когда дело касается ребенка:
Мы считаем, что он должен вырасти здоровым и развитым. А он должен еще быть духовным.
Большинство людей, живущих в миру, считает, что ребенок рождается здоровым, нормальным существом.
С точки же зрения православия, человек рождается с поврежденной природой, с печатью первородного греха. И прежде чем его воспитывать, развивать, необходимо сначала исцелить и исправить. Если этого не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу. Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в таинстве Крещения, в таинстве Благодатного посещения, когда именно духовное начало обретает первенство в жизни. Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке – от Бога, поэтому воспитать – привести ребенка к Богу – и есть основная обязанность родителей.
Какова цель христианского воспитания?
– Цель христианского воспитания – привести ребенка ко Христу, сделать из него христианина, чтобы когда он придет в разум, то сам себя исповедовал бы как христианина, понимая, что такая жизнь – правильная, полноценная. В основе жизни должен быть дух; дух питает душу, а душа преображает плоть. Если плотское начинает подавлять духовное и душевное, то проявляется искаженность человеческой природы.
Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать.
Говорят, что самое важное, когда растишь ребенка, – это правильно его воспитать. Но когда же заниматься воспитанием, если целый день – на работе, вечером - масса домашних дел и усталость валит с ног?
– Воспитание – это еще и умение организовать жизнь ребенка. Надо, чтобы у него были обязанности по дому. Надо сделать так, чтобы он тоже был занят весь день; все трудятся – и ребенок должен трудиться. Беда в том, что родители уходят на весь день -и ребенок брошенный, не имеет своего дела. Он начинает скитаться, маяться и в искушения всевозможные попадает.
И, конечно же, самое охранительное средство - благочестивая жизнь родителей.
Они должны все время воспитывать себя, понимать, что существует духовная связь, а значит, должны бояться через собственный грех повредить своему чаду.
И если уберегут себя от греха, то и ребенка уберегут от искушений.
Следовательно, надо заботиться о занятости ребенка и о сохранении собственной чистоты.
Воспитание детей для родителей является послушанием Богу, потому что ребенок – это дар Божий. Поэтому от того, как выполняется послушание, как человек несет крест, возложенный на него Богом, зависит спасение души. Является ли жизнь супругов Богоугодной? Как раз в детях это больше всего и проявляется.
Дети – это плод нашей жизни.
Воспитывая их в любви Божией, приводя к Богу, родители выполняют послушание, возложенное на них Господом, и тем самым спасают свою душу.
Должна быть разница в воспитании мальчиков и девочек?
– Конечно, должны быть отличия. Мальчик должен расти мужчиной, человеком ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти смиренной, заботливой. Половое воспитание – это знание и выполнение своих мужских и женских обязанностей. И учить этому надо с рождения.