Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

О школьной жизни

Совет священника архимандрита Георгия (Шестуна), настоятеля Заволжского мужского монастыря (г.о. Самара), кандидата педагогических наук

Из книги «Советы настоятеля», размещенной на православном портале «Азбука.ру»

О школьной жизни

В школе православие – это дух, это отношение миролюбия, любви, нравственности.

Как выбрать школу?

– В идеале должна быть единая цепочка: Церковь – семья – школа. Если дома говорят одно, а в школе – другое, то происходит раздвоение личности.

У ребенка очень большое доверие к учителю, особенно в начальный период.

И если учитель говорит совершенно противоположное тому, что говорили ему родители, это может разрушить все то, что родители создавали предыдущие семь лет.

Такова проблема секуляризованной школы, когда педагоги не желают видеть детей православными, христианами, духовными, чистыми, целомудренными, а школа по содержанию сейчас выдает худшие образцы материализма. Поэтому правильно ориентированная школа – та, в которой дух, содержание преподавания не противоречат православию. Нужно знать учителя, к которому собираешься вести ребенка. Важно, чтобы учитель не был атеистически настроенным и материалистом, а был бы культурным человеком. То есть надо заранее сходить и познакомиться.

За плохие оценки ребенка можно наказывать?

– Причины плохих оценок могут быть разные. Поэтому нужно сначала причину выяснить. Одно дело, если ребенок не может учиться лучше.

Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что ему грамотность не давалась. По молитвам монаха-схимника Господь открыл его разум для познания книжной мудрости. То же самое было со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он со слезами молился, чтобы Господь помог ему овладеть книжной премудростью. Жития святых подтверждают, что все в руке Божией. Поэтому нужно молиться за детей и не бранить за плохую успеваемость по причине неспособности к учению.

Другое дело, когда по лени дети плохо успевают.

Бывает, что плохие оценки появляются из-за конфликта с учителем.

То есть причина оценки разная, нельзя сказать, что она всегда отражает уровень знаний ребенка.

Нужно смотреть, как по отношению к себе трудится, работает ребенок, а не сравнивать его с другими, потому что мы все разные; Господь дал кому пять, кому два, кому один талант.

Главное, чтобы он учился в меру своих возможностей, не ленился.

Старцы говорят: «Не ищи, чадо, мудрости, а ищи кротости, найдешь кротость – получишь мудрость. Мудрый не тот, кто много знаний имеет, а тот, кто много добра творит». Нужно понимать, что есть образованность, а есть мудрость. Подлинная мудрость приходит через кротость. Знание надмевает, говорят Святые отцы, им питается гордость. Когда человек понимает свое несовершенство, он движется постепенно и таким образом постоянно развивается. Главное – рост должен быть постоянным до конца жизни. Если человек в гордость впадает – он останавливается.

О досуге

Игра всегда человека меняет – она должна менять в лучшую сторону.

Некоторые родители стараются до предела загрузить ребенка: теннис, музыка, балет... Но разве это хорошо, что ребенку некогда вздохнуть?

– Конечно, хорошо. Надо дать меньше возможностей для бесцельного времяпрепровождения. Нужно, чтобы он уставал. Беспокойство, желание куда-то бежать бывают от праздности. А если ребенок потратил силы на благочестивые занятия, он отдыхает. Я уже говорил, что отпускать детей просто на улицу сейчас очень рискованно. Так что родители должны тоже себе покоя не давать – гулять с ними, отдыхать, но не как надсмотрщики, а так, чтобы интересно ребенку было; надо жить жизнью ребенка. То есть родителям постоянно нужно преодолевать свои немощи и лень.

Можно ли позволять детям культпоходы с классом в цирк, в театр?

– Не надо поощрять неполезное для ребенка, но и запрещать не стоит. Класс идет в театр – он тоже рвется. Пусть сходит. Если складывается так – не надо воевать. Но самим не толкать на подобные посещения. Разумная должна быть политика. Развратные вещи, конечно, нельзя позволять смотреть.

Ребенок должен знать, какой жизнью живут родители, ценности, смысл их жизни.

И постепенно сам будет убеждаться, что родители правы, когда не советуют ему ходить на зрелища.

Телевизор не полезен

Относительно телевизора старец Иаков говорил:

– Телевизор – коробка диавола, приносит большой вред, особенно детям, потому и нужно удалить его из дома.

Исповедуемому ребенку, духовному чаду своему, который просил его разрешения смотреть на выбор некоторые образовательные или детские передачи, не дал благословения: «Нельзя держать телевизор в доме. Когда услышишь иерея, увидишь духовную передачу – в этом греха нет, но многажды передаются вещи непотребные, как мне говорят многие христиане. Сие не годится нам. Лучше возьмем, откроем Священное Писание, почитаем, помолимся, Панагии нашей сделаем пять поклонов, прочитаем пять псалмов Давида, чем смотреть телевизор, поэтому предостерегайте детей от телевизора, от вещей непотребных и непристойных».

(Из книги « Старец Иаков Эвбейский», Макариев-Решемская обитель, 1998.)

О развлечениях

Схиигумена Савву спросили: «Можно ли ходить в кино?». Старец ответил:

«Можно. Но это отдаляет от Бога».

(Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С Любовью о Господе, ваш Д.О.С.», М., 1998.)

Что должно составлять детское чтение?

– В детских книгах есть все, что и во взрослых, – и полезное, и вредное. Поэтому родителям надо самим все прочитывать, прежде чем давать книги детям. Лучше на старых книгах воспитывать, на классике.

В какие игры можно играть?

– Мы должны знать, к чему хотим приучить детей. Главное, чтобы они не учились злу, чтобы игры не были страстными, соревновательными, развивающими азарт. Игра всегда человека меняет – она должна менять в лучшую сторону.

Сейчас дети совсем не умеют играть, их общение сводится к бессодержательному толканию, к крику.

– И родители разучились. Для нас в детстве самым радостным было, когда в лапту отцы выходили играть вместе с нами, они нас учили детским играм, что-то нам мастерили.

Великое счастье для детей, когда родители играют вместе с ними.

Сейчас эта традиция нарушилась, вообще нарушились традиции семейной жизни – семейных вечеров, семейных обедов, семейного чтения, семейного проведения времени. Каждый живет своей жизнью.

Родители довольны, что ребенок занят компьютером, не бегает, не мешает, а даже чему-то полезному учится. Правы они?

– Воспитание – это питание, а культура – это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому задача родителей – все время сеять. Если не сеют родители – сеет кто-то другой. Если ты пшеницу не посеял, то одни плевелы будут и даже урожай не соберешь. В детстве все время что-то сеется, в том числе и на улице, и по телевизору. Это те семена, которые потом дают свой плод. У человека под воздействием того, что он воспринимает, формируется отношение к жизни. Поэтому когда родители отдают ребенка в руки других, то должны понимать, что он не просто телевизор смотрит, а смотрит фильм, сделанный таким-то человеком.

Бесследно это зрелище не проходит. Если родители действительно заняты, то и ребенок, конечно, не должен праздно время проводить, но необходимо контролировать его занятия. Важно знать, какие книги он читает, для чего включил компьютер. Всегда быть бдительными. Известно, что хорошую культуру трудно вырастить, а сорняки растут сами. И если уж они попали, то потом всю жизнь придется их выдергивать. А перевоспитание – процесс очень трудный.

Почему надо остерегаться компьютерных игр?

– Детская игра – творческая. Ребенок сам творит тот мир, в котором он живет. Это детский мир – ангельский, целомудренный. Когда ребенок садится у компьютера, перед ним открывается искаженный страстями мир, созданный взрослыми людьми. Самое опасное то, что присущие им страсти взрослые вкладывают в детей и часто навязывают им роль, не свойственную ни по возрасту, ни по духовному развитию. Такая игра вместо того, чтобы развивать и хранить ребенка, может настолько исказить его духовную жизнь, потрясти его психику, что в итоге мы получаем нервные заболевания и даже беснования. Большинство компьютерных игр отличаются жестокостью, агрессивностью. Такие игры – один из способов разрушения человека. С точки зрения православной антропологии, человек состоит из духа, души и плоти, а значит, человек имеет право на жизнь плотскую, душевную и духовную. Все защищают плотскую жизнь, принимают меры, чтобы человек сохранился как биологическое существо. Но если искажаются нравственные ориентиры, если искажаются духовные основы жизни, человек ведь тоже уничтожается. Компьютерные игры убивают в человеке духовную жизнь. В результате остается одна биологическая оболочка.

Дети любят порой сочинять, напридумывать каких-то невероятных историй. Это невинная шалость?

– Надо знать, с какой целью это делается. Некоторые сочиняют, чтобы похвалиться, некоторые – чтобы обмануть. Если ребенок, сочиняя, продолжает развитие сказочных сюжетов, я думаю, здесь особого вреда не бывает. Хотя уход в мир иллюзий лучше не поощрять. Живи этим миром, реальностью, потому что мечтательность, сочинительство уводят людей в мир иной, в мир нереальный, потом они эти все мечтания пытаются перенести в свою жизнь, и несоответствие вызывает потрясения. Поэтому особую мечтательность, воображение развивать не следует. Должен быть разумный прагматизм в жизни человека, ощущение реальности. А некоторые начинают сочинять и придумывать то, что и сочинять-то не надо. Мир прекрасный, реально существующий, видимый и невидимый, нужно познавать. Это гораздо полезнее.

Взрослые могут проводить досуг одни, без детей?

– Не нужно к этому стремиться, а по необходимости, конечно, могут. Но нельзя такое времяпрепровождение превращать в поиск удовольствий, развлечений, в привычку.

Когда в доме торжество и есть приглашенные гости, стоит ли детей сажать за стол со взрослыми?

– Нельзя гарантировать, что никто из взрослых не позволит себе вольности в застольных разговорах, в поведении, особенно если винопитие сопровождает застолье. Поэтому лучше, конечно, не брать детей с собой в такие компании. А если уж нет возможности избежать этого, то в отдельной комнате столик им накрыть. Сажать детей следует только за семейный стол.

О хранении родственных отношений

Если в единодушии дети растут, то они потом единодушие это хранят.

Как заложить такие основы, чтобы не разрушилось родство у детей во взрослой жизни?

Священное Писание об этом говорит, повествуя, как Христос сказал, указывая на собравшихся вокруг учеников: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21). То есть дух объединяет. Дети могут быть разными, но если их объединяет дух, то они будут любить друг друга и дружить. А если дух разный, разная направленность жизненная, то искусственно их не объединишь. Законы любви, конечно, существуют, и родственные отношения нужно хранить. Но все же дух нас больше объединяет, чем родство. Если в единодушии дети растут, то они потом единодушие это хранят.

Бывает, что после смерти родителей деление наследства влечет за собой ссоры между детьми.

– Когда живут не по-христиански – бушуют страсти, и в них очень трудно разобраться. Сатана хочет всех нас перессорить, особенно близких. Благородство христианина состоит в том, чтобы ради сохранения мира отказаться от части своего наследства. Кто-то должен быть мудрым. И необходима родительская мудрость, потому что нельзя уходить из жизни, не наведя во всем порядок. При жизни нужно все уладить, постараться как можно меньше оставлять после себя проблем. К смерти нужно готовиться.

Почему старшие силой утверждают свое старшинство, а младшие так же завоевывают свою независимость?

– Это происходит от ненормальности нашей жизни. Основной чертой русского человека всегда была забота о младших.

У родителей много было дел по хозяйству, и они младших детей поручали старшим. Старшие были няньками, покровителями.

Они понимали, что от них зависит жизнь младшего брата или сестры, а у тех отношение к старшим было почти как к родителям – благоговейное. Разрушение же уклада жизни нашего народа, семейных традиций привело к ненормальным отношениям между старшими и младшими.

Как относиться к тому, что у родителей бывают любимчики?

– Умение любить всех – обязанность христианина. Когда кого-то любим больше, кого-то меньше, то дело не в детях, а в родителях – в их духовном нездоровье. Любить - это бескорыстное состояние, а если ты выделяешь кого-то, значит, за что-то любишь. Элемент корысти появляется.

Что нужно делать, если дети не хотят принять отчима или мачеху?

– Сердце нужно завоевывать. Это мудрость и матери, и будущего отчима. Нельзя торопить события, нужно найти подход к ребенку.

Почему существует вражда между стариками и взрослыми детьми?

– Это обострение тех отношений, которые уже были заложены в семье. Они являются следствием нашего отпадения от Бога: когда по своим законам живем. Если уж оказались в такой ситуации вражды, нужно смиряться и терпеть. По грехам своим наказываемся. Мы воспитали таких детей - на кого жаловаться?

Кто виноват в этом?

– Все! Если в семье что-то случается, виноваты все. Каждый человек должен усилия прилагать, преодолевать эти искушения. Каждый. И ребенок в том числе. Семейная беда – это беда всех.

Служение ближним

При неотложных делах по должности и положению своему в семье или обществе нужно сокращать подвиги поста и молитвы. Кротко служить ближним – это выше вычитывания молитвенного правила и посещения храма с надрывом своих сил. Господь этого не требует.

(Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.», М., 1998.)

Об отношениях юношей и девушек

Плотское потому-то и кажется привлекательным, что человек не пережил духовную радость.

Насколько серьезно можно относиться к «первой любви»?

– Великое счастье, если у человека она была. Недавно в молодежной аудитории, где сидело человек сто, желая показать красоту духовной жизни, спросил: «Вы помните, как первый раз влюбились?» Оказалось, они не знают, что бывает чистая, бескорыстная влюбленность. Первая любовь может возникнуть, когда в человеке сильно целомудрие, когда человек не развратился.

К сожалению, сейчас до того, как возникнет первая любовь, ребенок узнает другую, физиологическую сторону ощущений, и он уже не может влюбиться.

Ему трудно объяснить, как сердце болит от любви, как оно радуется, как душа ликует. Великое счастье, если молодой человек способен испытать это состояние. Это говорит о неповрежденности его натуры.

К сожалению, сейчас весь мир направлен на то, чтобы лишить этой радости наших детей, лишить этих переживаний, чтобы они опыта такого не имели.

Плотское потому-то и кажется привлекательным, что человек не пережил духовную радость.

Советы старца Иосифа Афонского

Будь внимательна, добрая моя доченька, ибо ты уже подросла и начинают изменяться помыслы. Начали лететь близ тебя стрелы лукавого. Ты же береги свою душу, крепко береги свою честь.

Христос и Матерь Божия хотят, чтобы мы всегда были внимательны и имели страх Божий. Не думай найти радость и удовлетворение в том, в чем твоя душа печалится, а Божия благодать не находит себе места. Радость – это дар нашей душе от Бога, и если ты ее смутишь, она не придет вновь, если только ты с большой болью не опечалишься и не покаешься, в чем согрешила. Однако есть ли на то причина, чтобы опрометчиво прогонять голубицу благодати и затем с печалью, со многими воздыханиями искать ее, чтобы она снова пришла обратно?

Многие прогнали радость, неразумно смутили ее, и она более не возвратилась.

Поэтому будь внимательна, хорошая моя девочка. Без твоей матери не делай ни шагу. Не заводи много подружек. Не люби украшений. Не интересуйся духами. Все это – мирские занятия: насколько излишние, настолько предосудительные.

Пусть будет у тебя страх Божий всегдашним украшением, а скромной одеждой – смирение. Надежным покровом – Всецарица. Хранителем – наставником – ангел твоей души. Запахом духов – девственное благоухание твоей души и тела. Да, дитя мое, так делай и будешь жить ныне и вовеки.

Читай Божественные книги, чтобы ими просвещался ум, чтобы направлялась на духовный путь твоя душа. И это Божественное учение станет для тебя небесным приданым и вечным богатством.

К тому же будь внимательна, чтобы не ослушаться ни твоего отца, ни матери. Берегись случайных встреч с мирскими. Уже прошел малый и невинный возраст. Не учись много говорить, лучше – поменьше, а молчание – богатство души. Если приучишься много говорить, и молитву Иисусову вскоре потеряешь, и душу свою очень утомишь, и другим многим, безусловно, навредишь. Ибо в многословии не избежать греха.

И еще позаботься, дочь моя, быть всегда разумной, смиренной, послушной, молчаливой, терпеливой, воздержанной, старательной, непрестанно день и ночь молящейся. Пусть уста твои не оставляют умную молитву. И увидишь, сколь будет просвещаться ум, как сердце будет источать радость и мир! Все делай с благоразумием, после доброго совета. Люби исповедь и часто причащайся. Не гляди на мир, чтобы видел тебя Бог.

И если всегда будешь хранить девство тела и души, Пресвятая Дева будет тебя хранить от всякого зла, от всяких врагов, видимых и невидимых.

(Из книги старца Иосифа Афонского «Изложение монашеского опыта», Троице-Сергиева лавра, 1998.)

Как относиться к подростковой дружбе мальчика и девочки?

– Противиться не нужно, но и поощрять, чтобы обязательно дружили девочка и мальчик, не обязательно. В юношеском возрасте учиться нужно, готовить себя к будущей жизни, развивать свои мужские и женские черты, делом заниматься.

Праздное времяпрепровождение искусственно разжигает страсти.

Оправданны ли призывы к половому просвещению, о котором так много говорят в последнее время?

– В животном мире нет полового просвещения, тем не менее животные размножаются, плодятся... Это заложено в каждом живом организме, потому что Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Эта сторона развита и в человеке. Но она должна быть облагорожена законами Божественной жизни. Интимные отношения мужчины и женщины допустимы только в браке. А говорить о том, что можно иметь такие отношения вне брака, – это просто развращать. Под видом просветительства происходит разрушение целомудрия. Законный, венчанный брак не нарушает целомудрия, хотя мужчина и женщина вступили в близкие отношения между собой.

Святительское наставление

О воспитании юношей в целомудрии

Будем воспитывать детей с великой заботливостью и удалять юношей от всякого греха, особенно же от плотского греха; потому что брань тяжкая и ничто так не беспокоит того возраста, как эта страсть.

Итак, оградим их со всех сторон советами, увещаниями, страхом и угрозами.

Если победят они эту страсть, то не скоро уступят и другой; напротив, выше будут и сребролюбия и сластолюбия, и всячески постараются избегать нетрезвости и порочных обществ, будут и родителям любезнее, и для всех людей почтеннее. Ибо кто не почтит скромного юношу?

Итак, чтобы дети наши были и у людей почтенны, и Богу любезны, будем украшать их душу и целомудренными вводить в жизнь брачную.

Ни о чем не нужно столько пещись и заботиться в юношах, как о целомудрии и чистоте. Что делаем мы со светильниками, то же будем соблюдать и по отношению к детям. Ничто столько не украшает сего возраста, как венец целомудрия и то, когда юноша вступит в брак чистый от всякого распутства.

И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна; когда юноша будет знать одну только жену, которая сочеталась с ним законным браком.

От того и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак целомудренными. А что делается теперь – это не брак, а просто денежный договор и воровство.

(«Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах», Троице-Сергиева лавра, 1993.)

-Как быть, если взрослый сын привел девушку ночевать или сам пришел домой под утро?

– Не поощрять. Свой дом в вертеп не превращать, потому что дом – это малая Церковь. Очень важна духовно-нравственная атмосфера в доме. Это особая атмосфера чистоты, порядка. Если люди любят друг друга, уважают, то стараются не обидеть.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда