Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

О Посте иерей Максим Каксун

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Итак, что такое пост?

«Пост – это постоянное умеренность в пище, с благоразумной разборчивостью в еде», – говорит Свт. Игнатий Брянчанинов. В трудах этого Святого отца есть целая глава, которая посвящена теме поста. Я всем рекомендую её прочитать, она небольшая по содержанию, но при этом очень ёмкая и доступная для понимания, в ней освещены все основные аспекты данной темы. Труды Свт. Игнатия имеют для нас огромную ценность, он, как пчела, собирал на полях Свв. отцов все самое лучшее.

Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Пост – есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус». Поэтому можно сказать, что пост – это посильное воздержание от пищи и пития, уклонение от вкушения скоромной пищи, т.е. пищи животного происхождения и особенно жирной, сюда входит и жирная рыба.

Отречение от поста – это отречение от правильной духовной жизни, т.к. нет никакого подвига, доброделания и молитвы. Прп. Ефрем Сирин писал: «Кто не радит о посте, тот не радит и о других добродетелях». Пост должен присутствовать в жизни каждого христианина, о его строгости мы не говорим, но сам подвиг должен быть у каждого.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Человек не только приобретает, но и получает смирение перед Богом и ближним.» Первая задача поста – смирение не только перед Богом, но и перед ближним. Именно еще и перед ближним, т.к. если человек смиренный – он смиренный во всем. Другая цель поста – милосердие и смягчение сердца. Человек должен настроить себя на милостыню, поскольку смягчение души не может произойти только через слово. Как говорит ап. Иаков: «Если к тебе пришли брат и сестра и попросили у тебя кров и пропитание, а ты им говоришь: «Идите с миром, Господь вам поможет». Слова нужно дополнять и подтверждать делами.

Также к целям поста нужно отнести – покаяние, раскаяние и исправление жизни. Пост, без покаяния – мертв, он теряет всякий смысл. Следующая задача поста и отнюдь не маловажная его часть – ослабление силы плоти. Свт. Игнатий Брянчанинов говорит, что человек думает, будто над плотью властвует его ум, а на практике человеческий ум находится в рабстве у желудка. Если желудок пуст и воздержан, то и ум свободен, а если желудок загружен, пресыщен и находится в постоянной сытости, тогда и ум абсолютно неспособен ни на молитву, ни на подвиг, ни на покаяние.

Однако нужно помнить, что все это не происходит с нами сразу, в первую неделю поста, это процесс долгий, он требует времени и труда. Почувствовать плоды своих усилий человек может ближе к Страстной седмице, поэтому Церковь и ввела долгие посты с пищей, отказавшись от короткого, но с полным воздержанием. За короткий период просто невозможно ослабить силу плоти над душой человека. Ведь многие современные люди даже представить себе не могут, что можно прожить целых 40 дней без мяса! Как такое может быть, ведь я его так люблю! А когда пост проходит, и колбаса уже не так вкусна, и у него уже действительно появляется свобода выбора, а не рабство желудка. Так шаг за шагом человек приходит к пониманию важности и необходимости поста в жизни каждого из нас. Пост настраивает душу и тело на молитву, на радость во Христе, на тягу к добродетели и любви к ближнему.

Свт. Иоанн Златоуст говорит также и о том, что цель поста – это ослабление и притупление силы страстей в человеке. Поскольку, как мы уже говорили в беседе о чревоугодии, все страсти питаются от чрева! Поэтому когда человек постится, тем самым он заставляет голодать не только и не столько себя, сколько свои страсти в себе.

И как результат всего этого – ясность, трезвость и подвижность ума. Многие люди, особенно студенты, знают на своем личном опыте, что, когда постишься учиться легче.

Пост дает нам законное время для духовных занятий. В чем заключается законность времени? В том, что вне поста человек занят суетой мира сего, а в пост совесть каждого христианина говорит, что пора подумать о душе, о вечности. Люди понимают, что у верующих в этот период времени погружены в себя, в молитву и уже меньше беспокоят по пустякам. Также очень хорошо настраивает на пост и то, что он обязателен для всех верующих. Здесь уже присутствует соборность, общее делание, что, безусловно, помогает нести этот подвиг, настраивает человека, дает поддержку и силы идти дальше, перебарывать своё «я», свою лень.

Свт. Иоанн Златоуст также заостряет наше внимание на том, что после поста человек более достоин принять Св. Тело и Св. Кровь Иисуса Христа – без осуждения. Пост очищает нас от скверны, и мы можем приступать к таинству со смирением и раскаянием.

И, конечно же, все мы помним слова спасителя о бесах, а именно: «Род сей изгоняется только постом и молитвой». Это единственное оружие против них, которое вложено в руки каждого из нас. И знаете, когда смотришь на протестантов, которые, вот так просто говорят бесу – «изыди из него!» И все! Смотришь на это представление (по-другому это действие назвать просто нельзя) и удивляешься, как все просто. И нет места подвигу, там нет места ничему, ведь в конце концов бесов изгоняет не человек, а только благодать Божия. А криком благодать не привлечешь, здесь как раз и нужен пост и молитва, как сказал сам Христос.

Из этих слов Спасителя следует, что пост – есть основание для молитвы. «Пост без молитвы – мертв!» – говорит Свт. Игнатий Брянчанинов. Он приводит такой пример по этому поводу: пост – это вспаханная земля, а молитва – это семена. Если в землю не посадить семя, то она родит плевелы, т.е. гордыню, осуждение, гнев и т.д.

Что такое истинный пост

Во-первых, пост обязательно должен быть сопряжен с молитвой. Если нет молитвы, то это уже не пост, а диета, поскольку нет духовного делания.

Во-вторых, пост – это не только воздержание от еды, но и от всякого зла. Сама добродетель воздержания – нерв человеческого существования, потому что, кто воздержан, он воздержан не только в еде, но и в слове, взгляде, в помыслах, в движениях души, в разговоре и т.д. Воздержание должно стать мерой в жизни каждого из нас. Потому что без меры, человек впадает в крайность.

В-третьих, пост – это уклонение от наслаждения пищей. Здесь речь идет не о том, что в пост нельзя есть вкусную и приятную пищу. Церковь не требует от Вас есть совершенно безвкусную или, наоборот, отвратительную на вкус пищу, как это делали подвижники. Нет.

Речь идет о том, чтобы мы не ели ради того, чтобы наслаждаться самим вкусом еды, т.е. о гортанобесии. Когда человек ест не потому, что он голоден, а потому, что еда вкусная.

Каждая хозяйка хочет накормить свою семью вкусно – это естественно. И нет ничего греховного во вкусной еде – это тоже Божий дар всему человечеству, это отрада для нас.

Главное не впадать в крайности, нужна умеренность и воздержание.

В-четвертых, пост должен быть тайным, сокровенным. Это личный подвиг каждого из нас. Да, ваши знакомые знают, например, что Вы поститесь, но не надо этим афишировать. Мне вспоминается один пример из жития Прп. Макария Великого. Приходит к нему в пустыню один из его учеников и остался на несколько дней. Однажды утром он приходит к преподобному и в недоумении говорит, что когда он жил в общежительном монастыре с другими монахами, то он легко держал весь пост, а здесь уже с утра хочет есть, да так, что еле себя сдерживает. Св. Макарий ему и говорит, что в монастыре тебе тщеславие помогало, а тут перед кем гордиться – здесь, в пустыне, только ты и Бог.

Многие путают пост с диетой или даже вегетарианством. Или держат пост потому, что это стало модным – мол, приобщение к традициям, к старине и т.д. Или просто по гнушению, как вегетарианцы не едят мясо потому, что гнушаются его. Еще в древности тех, кто гнушается мяса, отлучали от Церкви, т.к. все сотворил Господь и все благословил человеку в пищу. И пост – это время воздержания от мяса, а не отказа от него, ради подвига. А пост без подвига и духовного делания – такой пост принесет только вред душе и никакой пользы.

В-пятых: «Истинный пост всегда обращает на количество принимаемой пищи и на качество её» (Свт. Игнатий Брянчанинов ). Под количеством нужно понимать – сколько человек ест в день и, конечно же, не до отвала. После обеда человек должен чувствовать небольшой голод. А о качестве – то для поста лучше всего растительная пища, даже от жирной рыбы стоит отказаться.

Мера поста

Этот вопрос очень актуален для каждого из нас. Как найти свою меру, чтобы не подорвать свое здоровье, но в тоже время не расслабить свое тело и душу? Как мы уже говорили, кто хочет нести подвиг поста, тот должен руководствоваться уставом Прп. Саввы Освященного, там все написано. Однако все люди разные, у всех возможности, силы и здоровье различны. Поэтому нет общего правила для всех. Кто-то может и хочет усилить пост, а кому-то и положенное по уставу здоровье не позволит выполнить или, например, работа. Все эти нюансы должны быть обязательно учтены вами и Вашим духовником или священником , к которому Вы пришли за благословением на начало поста. Каждый человек, по рекомендациям Свт. Игнатия Брянчанинова и др. Свв. отцов, должен сам трезво взвесить свои силы и возможности, исходя из этого, определить себе меру поста. Кто-то не может без рыбы и молока, а кто-то может по средам и пятницам вообще на хлебе и воде продержаться.

Что касается детского поста. Детей нужно приобщать к нему постепенно. Сначала необходимо, чтобы они поняли духовные основы поста и, конечно, не надо сильно ограничивать их в еде, поскольку у них организм, в отличие от взрослых, еще только развивается. Об этом тоже нужно помнить всегда.

Теперь о беременных женщинах и больных. Все, конечно же, зависит от конкретной ситуации, как один из вариантов, священник может вообще освободить от поста человека. Пост – это смирение тела. Беременность и болезни – это тоже смирение, и в этом случае возлагать большее на человека нельзя.

Другой немаловажный вопрос здесь – это священник, у которого Вы берете благословение на пост. Это должен быть адекватный и духовно трезвый человек, которого Вы знаете и которому доверяете. А то бывают всякие случаи. Например, ребенок заболел туберкулезом, и его мама пришла к батюшке за благословением, чтобы ребенок мог пить молоко в Великий пост. Все же знают, что молоко при туберкулезе – это первое лекарство. А священник ей отказал! Она, слава Богу, не растерялась и не смирилась перед глупостью, а пошла к другому священнику, который и благословил на это без лишних вопросов. Всегда нужно быть внимательным и осторожным, когда дело касается здоровья, как телесного , так и духовного.

Итак, как нужно правильно поститься

Это, конечно же, прощение обид и примирение с ближними и врагами.

Далее по совету Свт. Василия Великого: «Нужно умножить общение с праведниками». Больше общаться с людьми, которые помогают нам жить праведно. К сожалению, таких людей слишком мало. И поэтому Свт. Игнатий Брянчанинов своим чадам советовал приобщаться к праведности через книги, через Жития Святых и подвижников благочестия. Чтобы их примером помогать себе в духовной брани.

Необходимо готовить себя к посту загодя, постепенно ограничивая количество пищи, начинать отказываться от некоторых продуктов постепенно, чтобы это не было шоком для организма.

Нужно избавляться от страха перед постом, что вот опять без мяса, голодное время настает. Нет, пост – это время легкости и радости. Нужно искоренять этот страх. Начинайте с малого, не надо бросаться в омут с головой. Помните, воздержание не терпит крайности.

Старайтесь каждый раз напоминать себе, что такое пост. Какой в нем смысл, что он дает нам и к чему приближает. Читая наставления Свв. Отцов о посте, мы вспоминаем, о его важности и приобщаемся к праведности.

По словам Свт. Игнатия Брянчанинова, для поста важна твердая решимость, т.к. без нее невозможно пройти поприще поста. Потому что любое здание, даже самое крепкое, если оно основано на хрупком фундаменте, рано или поздно рухнет.

И последнее, но не менее важное – это благословение на подвиг поста, которое необходимо брать у священника или духовника.

Причины нарушения поста

Первая причина – это гордость и надменность во время поста, поэтому как расплата – падение, после чего идет раскаяние и смирение.

Привязанность к наслаждениям или сластолюбие – когда человеку всегда хочется вкусить сладкого или запрещенного, когда человек не привык себе отказывать.

Осуждение ближнего – все Свв. отцы говорят: в чем осудишь кого, в том и пребудешь, чтобы понять каково им.

Ложное опасение за здоровье – это очень часто бывает у подвижников, всякие страхи видения ужасных болезней и т.д. Помните духовное завещание Свт. Митрофана Воронежского: «Мало ешь, воздержанно пей – здрав будешь». И сейчас говорят пост – это вред здоровью. Неумеренный, неразумный пост – конечно, а нормальный только укрепляет тело и душу.

Отсутствие страха Божьего, малодушие – когда человек неблагоговейно относится к посту.

Рассеянность – когда кто-то забывает или случайно съедает что-то скоромное, такое тоже бывает.

Еще один важный вопрос – спиртное и пост

Так вот по уставу – это разрешается. Но только в небольших количествах и в определенное время: после воскресной Литургии и в праздники. Конечно же, речь идет о некрепком вине. Что касаемо водки и других крепких напитках, да, они постные, но они нарушают трезвость поста, поэтому и запрещены. Поскольку трезвый человек, в отличие от пьяного, может допустить врагу вложить в свое сердце греховные помыслы.

Евхаристический пост

Сегодня в Церкви существует две традиции поста перед Св. причастием. Первая – когда человек причащается еженедельно, как в Древней Церкви, то ему необходимо строго поститься только в среду и пятницу, и причащаться когда угодно. И вторая традиция – когда человек причащается 1 раз в месяц или реже, то тогда пост длится три дня. Что касается супружеских отношений, то минимальное требование – воздерживаться в ночь перед таинством, а по существующей традиции: сутки до и сутки после. Но в канонах говорится только о ночи накануне таинства.

Какие плоды приносит пост

Прежде всего – это телесное здоровье. С этим даже не поспоришь, идет очищение всего организма и кишечника в частности.

Пост делает молитву более сильной, более дерзновенной пред очами Господа.

Пост способствует росту добродетели в душе человека. Во время поста идет тренировка не только в воздержании, в еде и питии, но и в молитве, смирении, терпении и т.д. Мы приобретаем навык или опыт в добродетелях, укореняем их в себе.

Легкость плоти и подвижность ума. Человек полно владеет своим телом, ум становится более ясным, и он уже не чувствует такого давления со стороны страстей.

И, конечно же, человек, который соблюдает пост, удостаивается посещения благодати Св. Духа.

И закончить я хотел бы словами Прп. Ефрема Сирина: «Пост – заповедан Богом. Сам Бог постился на земле. Возлюбим же, братие, пост – дело доброчестное и богоугодное.

Пост – колесница, возносящая нас на небо. Пост – рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель тела. Пост – доблесть во бронех. Пост угашал силу огненную. Пост – заграждал уста львов. Пост – возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих. Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит ни мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать в посте, потому, что ангелы в каждой Церкви записывают тех, кто постится».

Аминь.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда