Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Интервью с Владыкой

Интервью с Владыкой

Дорогие братья и сестры!

Предлагаем Вашему вниманию большое интервью митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия для «Первого» журнала, которое Высокопреосвященнейший Владыка дал в 2016 году, накануне своего 65-летнего юбилея.

— В канун Вашего дня рождения позвольте начать разговор с личных вопросов. С какого времени Вы осознали свое предназначение? Ведь Вы росли в годы, когда религия считалась «опиумом для народа»?

— В те годы атеистическая идеология построения «рая на земле» стала наконец вытесняться традиционным отношением к духовным ценностям. Что касается моего призвания — это был промысел Божий. Господь призвал меня через молитвы мои и моих близких. Родители, бабушки, дедушки — все были очень набожные, жили своим укладом. Бабушка говорила, что много работали, были настоящими трудягами. Сам я в 14 лет уже начал косить, а это тяжелый труд. В колхозе тогда ничего почти не платили. К тому же труд — это всегда нравственное воспитание. Игорь Шафаревич сказал как-то: «Нравственная сила всегда заключалась в деревне». Сегодня, когда я езжу на родину, вижу обескровленные деревни, разрушенные фермы, храмы — все это ужасает. У меня всегда было высокое чувство патриотизма. Город — место космополитичное, здесь присутствует все и сразу. В селе другая жизнь, там свое видение природы, красоты. Там ты больше осознаешь реальность присутствия Бога в этом мире. Когда встречаешь зарю, провожаешь закат, видишь красоту Божественного мира. К сожалению, ту деревню, в которой я вырос, практически добили в 90-е годы. Как добивают и многие другие. Это грозит нам всем очень большой бедой.

После окончания строительного техникума я был рекомендован только что назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону. Владыка определил меня иподиаконом, год я прислуживал в Борисоглебском соборе. Затем поступил в Духовную семинарию. Там, в Троице-Сергиевой лавре, в 1981 году я был рукоположен в диаконы, в следующем году — во пресвитера. Закончив Духовную академию, защитил диссертацию на тему «Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия. 23 декабря 1984 года в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия состоялся мой монашеский постриг. На следующий день я был возведен в сан архимандрита. 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону состоялась моя епископская хиротония. В 1993 году 23 февраля Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода я был определен на Самарскую кафедру.

— Как Ваши родители приняли решение сына?

— Очень хорошо. Мама, помню, всегда сама читала мне Евангелие, и я, еще совсем маленьким, отчетливо представлял себе, как совершалось предательство Христа, как мучился он на кресте. А с отцом я ходил в храм. Ближайший был в двенадцати километрах от нашей деревни. Мы шли сквозь леса и гати, весной — через разлив. Там служил прекрасный батюшка, ныне покойный архимандрит Серафим (Урбановский). Ему я впервые в жизни исповедался. Он был моим первым духовным наставником.

— Кто еще оказал влияние на Ваше духовное развитие?

— Я чту ныне покойного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). В бытность его ректором Московских Духовных школ я служил у него иподьяконом, всегда и во всем старался подражать ему. Это была цельная, сильная, эрудированная личность, блестящий оратор и волевой человек. Он сочетал в себе массу положительных качеств. Не только я, все его уважали и любили в семинарии и академии — за все эти качества, а еще за простоту, человечность, доброту и отеческую заботу о нас, студентах. Его внутреннее благородство оставило в нас очень глубокий след. Блаженнейший Владимир был для меня, мальчишки, идеалом. Много позже, когда я служил вместе с ним на Ростовской кафедре, он мне говорил: «Владыка, тебе везет. На жизненном пути тебе всегда встречаются хорошие люди». И здесь, в Самаре, у меня оказались действительно хорошие помощники, люди, которые проникнуты православной верой, обустройством нашего региона, богоспасаемой самарской земли, малой нашей родины. С Блаженнейшим Владимиром я много ездил по свету, но в сердце всегда была Россия. Ведь это — Родина, все самое дорогое здесь: запах земли, трав, цветов. Это разливы рек и чудная, живописная природа, которая возводит наш ум к Богу. В России мы переживаем внутреннее состояние, которое остается с тобою навсегда: чувство Божьего присутствия, радости и красоты. И все это — наша вера, наши традиции, наша национальная идентичность.

— В православных семинариях дают обширные знания по духовным и светским наукам. Что общего между верой и научным познанием мира?

— Надо сказать, что Самарская Духовная семинария стала центром духовной жизни епархии. Она помогает организовать масштабную работу по всем направлениям образовательной деятельности. Что же касается общего…Вера и наука подобны параллельным рельсам, по которым движется локомотив цивилизации. Не случайно особую одаренность человека называют дар Божий. Например, говорят: врач от Бога. Великий русский хирург Пирогов был глубоко верующим человеком, известный во всем мире физиолог Павлов — сын рязанского священника. А причисленный Русской Православной Церковью к лику святых лауреат Сталинской премии хирург Лука Войно-Ясенецкий имел сан архиепископа.

Сегодня очень важно не разжигать религиозную неприязнь, не сеять атеистические воззрения, а закладывать в душу человека интерес к знаниям о культуре, традициях народа, чтобы юношеству хотелось бы жить по традициям собственного народа, связанным с нашей отеческой культурой, которая основана на православной вере. 

— Что значит религия для современного человека?

— Вера всегда преобразовывает человека. Благодаря вере совершаются великие подвиги, проявляет себя гений в различных сферах человеческой деятельности. В одной из недавних телепередач, где речь шла о захлестнувшей нашу страну коррупции, гость эфира, известный кинорежиссер Никита Михалков очень хорошо сказал, что для преодоления этого явления нужно воспитывать в людях чувство стыда и понятие греха. К сожалению, это утрачено, и сегодня во многих средствах массовой информации грех подается как норма. Мы считаем, что только живая вера способна преобразовать человека. Ведь всегда на Руси в минуту серьезных испытаний люди обращались к Богу с прошением: «Господи, помоги!»

Характер русского человека хорошо выражен поговоркой «пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Христианскую веру мы приняли более 1000 лет назад, однако до сих пор в русском человеке живет глубинное языческое начало. Но Церковь всегда умело совмещала языческие праздники с церковными, чтобы преобладала отеческая вера. Чтобы в святые дни не магические действия, а Рождество, Крещение, Пасха Господня были главными событиями для русского народа. А у нас смотришь, порой, по ТВ, как наш «бомонд» прибегает к советам разнообразных магов, колдунов, и диву даешься. Да, было время, когда руководители страны к Джуне ездили советоваться. Мы еще смеялись: «Помогла?» Есть, конечно, предсказатели, но это святые люди, они о себе не заявляют, не кричат на всю страну. Давить на русского человека не стоит — для утехи пусть будут такие игры, но главное, чтобы подобная шелуха не подменяла истинную веру.

— Мы живем в непростом мире. Что Вы думаете о происходящем? Что делать, как сохранить себя?

— Икона русского святого преподобного Андрея Рублева «Святая Троица» мировым сообществом признана непревзойденным шедевром не случайно. Он явил в ней миру образ единства и согласия в те неспокойные времена, когда Русь разделяли удельные междоусобицы. Благословил преподобного Андрея Рублева на написание «Святой Троицы», как образа единения Руси, его духовный наставник — преподобный Сергий Радонежский. Нам пора осознать, что и сейчас мы живем в смутные времена. Вспомните, в 90-е годы наше Отечество вообще находилось на грани распада. Несколько лет назад, когда президент России Владимир Путин встречался с архиереями, он официально заявил, что если бы не Церковь, могли бы случиться еще большие беды в нашем Отечестве. Прежде всего — внутреннее разделение страны. Тогда раздавались голоса за отделение регионов, некоторые пытались даже создать собственную валюту. Слава Богу, что покойный Патриарх Алексий Второй сумел удержать ситуацию. Ведь на всем постсоветском пространстве лишь Церковь сохранила свое геополитическое присутствие. Это очень важно: именно в такой опасный момент продемонстрировать и отстоять единство. Руководители нашего государства оценили это по достоинству.

В 90-е годы образование и воспитание были брошены на самотек. Вот почему нынешнее поколение порой так легко верит врагам Церкви и Отечества, а то и переходит в стан противника. Сегодня мир столкнулся с беспрецедентной угрозой терроризма. Среди людей, которых завербовало ИГ (запрещенная организация в России), к сожалению, есть жители нашей области. Потеря молодых душ — трагедия для семьи, для государства. Даже в самом маленьком сообществе, будь то первобытное полинезийское племя, есть вера. Не идеология, а нечто высшее, божественное, которое руководит людьми и которое ведет их. Нам же разные глашатаи твердят о свободе. Свобода от чего? От веры? Напомню, что даже советские диссиденты в конце концов тянулись к православным храмам, собирались там, потому что помнили культурные российские традиции. Слабости, метания нынешних молодых людей я связываю не только с отсутствием в них веры, но и с недостатком образования.

Да, на Украине — настоящая беда. Но еще старец Арсений Киевский предсказывал, что Украина разделится, а затем три славянских народа объединятся. Мы будем молиться об этом. Но пока время не пришло. Как говорят военные, в окопах не бывает неверующих. Люди осознают, что жизнь не в их собственных руках, а в руках Божьих. Хотя, не дай Бог, конечно, чтобы сложные времена затянулись.

— Сейчас Церковь укоряют в том, что она состоит на службе у государства. Насколько это справедливо?

— Сила Православной Церкви как раз в том, что она не поддается веяниям времени, не модифицирует свое вероучение, нравственные принципы в угоду секулярным стандартам. Сегодня, вопреки многочисленным хулам и клевете со стороны так называемых «либеральных политтехнологов», Церковь проводит колоссальную работу в нашем обществе. Вы знаете, сколько у нас в стране проблем. Помимо повального алкоголизма, Россию захлестывает наркомания. А с ней связаны страшные болезни, такие, как ВИЧ-инфекция, туберкулез. Это уже трагедия всего народа. Однако на государственном уровне проблемы эти решаются недостаточно оперативно, зато по всем либеральным СМИ трезвонят, что, дескать, Церковь их не решает. На самом деле найти выход непросто. Не всегда на наши инициативы откликаются чиновники, от которых зависит решение острейших социальных вопросов. Например, мы осуществляем программу по созданию сети детских образовательных центров по всей Самарской области, в которых дети плодотворно, активно, творчески проводят свой досуг, как это было в советское время во дворцах пионеров и детских домах творчества. Помощь со стороны властных структур есть, но она не во всех городах и районах достаточна.

Я уже много раз говорил о том, что, если сегодня мы сообща не сформируем правильное мировоззрение у подрастающего поколения, завтра будет уже поздно. Молодежь станет неуправляемой. Если ее и впредь будет воспитывать «дядя из телевизора», наши дети будут все глубже усваивать чуждые и ложные ценности. Самое страшное происходит, когда в юную душу впрыскивается невидимый яд неверия, потакания звериному началу, о котором предупреждал еще наш великий философ Иван Александрович Ильин. И это уже приносит свои пагубные плоды. Видите, что происходит: родители бросают своих детей, уродуют их, жестоко расправляются с грудными младенцами. Просто сердце кровью обливается.

— Наш журнал читают успешные состоятельные люди. Как Вы считаете, растет ли у таких людей глубинная потребность в вере?

— Пробуждение лучших чувств в людях, помощь слабым, несомненно, задача, в том числе, и Церкви. Добровольных помощников вот только у нас маловато. Между тем, благотворительность в царской России всегда считалась если не обязательной, то богоугодной. До революции самарские купцы в очередь выстраивались, чтобы им разрешили сделать пожертвование, построить храм. У митрополита Киевского Филарета есть такое выражение: «Суд без милости — не сотворившему милость». То есть каждый человек ответит перед Божьим судом, который, может статься, окажется суровее человеческого. Мне кажется, что должно смениться целое поколение россиян, прежде чем люди избавятся от эгоизма, черствости.

Сегодня епархии передают здания, когда-то принадлежавшие Русской Церкви. И мы видим, что даже богадельни были тогда такого уровня, который современным деловым людям и не снился. Там высоченные потолки, во всем чувствуется подлинная забота о человеке. Здания бывших ночлежек после революции «с успехом» использовал НКВД. Можете себе представить, как заботилась власть в православной России о немощных, престарелых людях. Было сострадание, доверие, купеческое слово ценилось выше письменного договора.

— Бывает, что посещение храма вырождается в своеобразное формальное увлечение, в некий «договор с Богом»: нагрешил — покаялся.

— Сегодня «новым русским» в мире не доверяют. Слишком много лжи, хищнического отношения к природным ресурсам, да и к другим людям. Поэтому просвещение сегодня — первоочередная задача, чтобы мы стали чуть-чуть чище, ближе к Богу, а значит, друг к другу. Меня часто спрашивают: «Почему так бывает, что человек живет без веры, и никакие беды его не посещают? Проводят всю жизнь в свое удовольствие, все у них есть, и Бог их не наказывает. Почему?» Привожу им слова святителя Иоанна Златоуста: «Господь их оставил для суда, чтобы сделать их безответными». Глубоко сказано! Будет второе пришествие, будет и всеобщий суд. Да и в земной жизни возможны любые повороты.

— Каковы Ваши сегодняшние заботы и думы об обществе?

— К приоритетным направлениям деятельности Церкви в наши дни относится, прежде всего, сфера образования. Именно в ребенке созревает чувство добра, любви к окружающему миру. Значит, надо эти благоприятные «цветы» насаждать, учить радоваться жизни, показывать ее насыщенность, сызмальства говорить деткам о том, что жизнь не заканчивается современным пространством, что есть другое, таинственное. Мы в эту тему входим очень медленно, поскольку есть силы, противостоящие оздоровлению образовательного процесса. Они не хотят, чтобы в школах вводились Основы православной культуры — в каком бы то ни было виде. Сегодня дело сдвинулось с мертвой точки, но мы только в начале пути. Только в центре при храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учится полторы тысячи маленьких самарцев. Конечно, и в обычных школах учат хорошему. Но мы упор делаем на духовно-нравственное воспитание. И преподаватели, которые ведут уроки в наших духовных центрах, видят положительные перемены, прежде всего, в поведении ребят. В наших детках нет эгоизма, зависти, зла. У них разные способности, они из семей с разным достатком, но никто не чувствует себя ущербным и ущемленным.

Наши порой неграмотные предки весьма хорошо ориентировались в духовной сфере, и жизнь в стране была совсем другой. Сейчас, казалось бы, издано и переиздано столько замечательных книг, но люди не проникаются верой. Негативных явлений меньше не становится. Здесь очень важна социальная работа в домах престарелых, в тюрьмах, лечебных учреждениях и детских домах. Этим всегда и традиционно занимается Церковь.

Но самое главное, это открыть людям — молодым и старым — красоту и богатство нашей православной веры. Чтобы они почувствовали, что Бог присутствует в их жизни, нужно только открыть ему навстречу двери своего сердца. Он стучится в них, а открыть ли — зависит от нас. Вот в чем первоочередная задача Церкви, а отнюдь не в дискуссиях в Интернете с теми, кто привносит сумятицу и смуту в общественное сознание, особенно в сознание молодежи.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда