Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

О навыках

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Старец много встречался с молодыми, многие просили совета, а кто-то просто хотел поговорить со Старцем. Вот что он говорил:

Навыки имеют силу, подобную естественным качествам

Юноша! Будь благоразумен и предусмотрителен в годы юности твоей, обрати особое внимание на приобретение хороших привычек – в летах зрелости и старости твоей возрадуешься о богатстве, приобретенном беструдно в лета юности.

Думайте, что хорошо, а что плохо — это важно

Не сочти маловажным исполнение твоего пожелания, по-видимому самого ничтожного: каждое исполнение пожелания непременно полагает свое впечатление на душу. Впечатление может быть иногда очень сильным и служить началом пагубного навыка.

Будь внимателен даже с взглядом

Один неосторожный взгляд нередко наносит язву сердцу, несколько повторенных взглядов так усугубляли эту язву, что она едва излечивалась многолетними молитвами, многолетним подвигом и плачем.

Воспитатели и наставники!

Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных.

Порочные навыки

Порочные навыки — как оковы на человеке, они лишают его нравственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей.

Очень важное примечание

Для погибели человека достаточно одного порочного навыка, он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям.

Скромность

Приучись быть скромным, не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды. И навык скромности сделает тебя удобною великою добродетелью целомудрия. Ближние твои, ощутив живущий в тебе залог скромности, будут перед тобою бездерзновенны, как бы благоговея пред благоуханием святыни.

О дерзости

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности.

Умеренность

Приучись быть воздержанным к пище, воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужно в деле спасения, очень полезную и при земных упражнениях.

Обжорливость

Обжорливость — не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания.

Приучись к самой простой пище, она здоровее и для привыкших вкуснее.

Тяжек переход от пышного и утонченного стола к простым яствам.

Пьянство

Ужасный порок – пьянство. Это страсть – недуг, входящий в телосложение послаблением пожеланию.

Пьянство лишает человека возможности сохранить трезвый ум. Связанный алкоголем человек увлекается в греховную пропасть.

Самые распространенные недуги

Сребролюбие, вспыльчивость. Надменность, наглость, злокачественные недуги души, образующиеся от пособления порочным влечением падшего естества. Они усиливают, созревают, порабощают себе человека при посредстве навыка.

Плотское вожделение

Этому закону следует и плотское вожделение, несмотря на то что оно естественно для падшего человека, блажен тот, кто поймет, что вожделению не стоит предаваться, что оно должно обуздываться законом и благоразумием.

Вожделение, будучи обуздано, при первых требованиях его удобно покорится уму и предъявляет требования уже слабее, действует, как невольник, скованный цепями. Вожделение удовлетворяемое усиливает требования. Вожделение, которому разум передаст власть над человеком удовлетворением долговременным и постоянным, уже господствует, как тиран, и над телом и над душою, губит и тело и душу.

Развитие страстей

Вообще все страсти развиваются в человеке от послабления им, учащающееся послабление обращает наклонность в навык, а навык делает страсть насильственным властелином над человеком.

Действенная борьба с желаниями и искушениями

Когда подействует на нас греховное пожелание или влечение, надо отказать ему. В другой раз оно подействует уже слабее, а наконец, и совсем утихнет. Но при удовлетворении оно действует каждый раз с новой силой, как приобретающее более и более власти над произволением, наконец, рождает навык. Согрешения, которые мы привыкли совершать, нам кажутся легкими, как бы они ни были тяжкими. Согрешение для души новое — ужасает ее, и не скоро она решится совершить его.

Страсти и добродетели

Страсти — это злые навыки. Добродетели — навыки благие. Здесь говорится о страстях и добродетелях, приобретенных и усвоенных себе человеком при посредстве его деятельности, при посредстве его жительства.

Иногда ничтожнейший навык связывает наши ноги и оставляет на земле, между тем как мы должны быть на небе.

Юноша, повторяю тебе совет спасительный: доколе ты находишься в нравственной свободе, избегай злых навыков, как оков и темницы, приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода.

Если разовьется злой навык, потом будет нереально тяжело

Если ж кто в зрелом возрасте расположился служить Христу и по несчастию, стяжал уже много порочных навыков или навыков к роскоши и изнеженности, которые обыкновенно содержат душу в состояния расслабления, тот не должен предаваться унынию и двоедушию, он должен  мужественно вступить в борьбу с злыми навыками, победа над ними возможна с Божией помощью, бесспорно.

Желание  и решительность — это самое главное в деле исправления, без него дело не сдвинется

Решительное произволение, осеняемое и укрепляемое благодатию Христовою, может победить самые закоснелые навыки.

Навык сначала противится тому, кто хочет свергнуть его, сначала представляется неодолимым, но по времени при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее.

Снова начинаем борьбу, ежели что

Если в продолжение борьбы случится тебе по какому-нибудь обстоятельству быть побежденным, не смутись, не впади в безнадежие, снова начинай борьбу.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда