Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

О воспитании внуков, старости и хранении традиций

Совет священника архимандрита Георгия (Шестуна), настоятеля Заволжского мужского монастыря (г.о. Самара), кандидата педагогических наук

Из книги «Советы настоятеля», размещенной на православном портале «Азбука.ру»

О воспитании внуков

Главная-то задача: научить тому, чему родители еще не могут научить. Миролюбию, спокойствию, смирению, воздержанности жизни, мудрости, неторопливости, духовности.

Какова роль бабушки, деда?

 – Это великая роль. Когда воспитывали собственных детей, не все умели, опыт со временем обрели. А когда появляются внуки – любовь сохраняется и разумность приобретается, и опыт. Конечно, если бабушка и дед – разумные, верующие люди, то они очень многому могут научить. Главная-то задача: научить тому, чему еще не могут родители. Миролюбию, спокойствию, смирению, воздержанности жизни, мудрости, неторопливости, духовности. Это мудрость, от которой ребенок черпает основы своей жизни. У стариков уже времени побольше, они не спешат на работу, главное их занятие – внуки.

Когда у родителей и стариков не совпадают точки зрения на воспитание, на чьей стороне правда?

– Они, конечно, могут не совпадать. Но спорить не надо: мать есть мать, отец есть отец. Старшие должны смиряться немножко. А когда внуки к ним попадают, надо стараться в это время хорошему научить. Но, конечно, сохраняя в глазах ребенка уважение к отцу и матери. Настраивать ребенка против родителей – это самое глупое занятие.

О старости

Нужно стараться жить так, чтобы к концу своих дней стяжать мудрость, не растерять ее.

Бывают такие деятельные старички и старушки, которые борются с возрастом, стараются выглядеть моложе своих лет, ходят на танцы. Можно их считать примером для подражания?

– Замечательно, если в 70 лет выглядит человек бодрым, жизнерадостным. Но сомнительно, если он не просто бодро хочет выглядеть, а молодо, не хочет смириться со своим возрастом. В каждый период жизни у человека своя красота, свое задание, своя деятельность. Поэтому нелепо выглядит попытка любым способом удержать молодость с помощью косметических операций, одежды не по возрасту. Молодость не удержишь – жизнь-то ведь идет. Если человек воздержанно, целомудренно старался жить, духовно, нравственно, то, конечно, для него любой возраст – это радость. А уж у старческого возраста – особая красота. Нужно стараться жить так, чтобы к концу своих дней стяжать эту мудрость, не растерять ее.

Посмотрите: верующий человек тих и радостен в любой период жизни, даже в гробу.

Надо ли бояться смерти?

– Если человек считает, что существует только земная жизнь, то он старается взять от этой земной жизни все. Но с возрастом силы оскудевают, получать желаемое становится все труднее, и от этой неисполнимости появляется чувство печали, неудовлетворенности, кажется, что жизнь уже кончилась, потому что привычное стало недоступным. Такой человек боится умирать, потому что считает смерть концом своего существования. А если человек живет верой в воскресение Христа и в Его победу над смертью, то он живет как вечное существо и говорит, что все только начинается и впереди главное – желанная встреча с Богом, начало нового этапа нашей жизни. Он тоже боится, но не конца; его страшит сознание своей греховности, неготовности предстать пред Богом.

Советы афонского старца иеромонаха Арсения

Время идет... Вот уже мы с вами приближаемся к старости; надо нам подумать, и хорошенько подумать об ожидающей нас вечности, ибо здешняя жизнь подобна краткому сну, а жизнь загробная есть истинная наша жизнь; о ней надо почаще, побольше и позаботливее думать: каков будет переход наш в ту жизнь, как мы пройдем мытарства и как предстанем пред праведным Судиею –Господом Иисусом Христом, Который воздаст каждому из нас по делам нашим?.. Вот, любезный о Господе брат, о сем нам надо с вами чаще и чаще размышлять и готовиться в дальний путь, ибо мы люди уже немолодые.

Как огонь угашается только водою, так и пристрастие к миру ничем не отгоняется, как памятью о смертном часе, нередко внезапно постигающем человека в полном разгаре его мирских занятий и увлечений. Как хлеб нужнее всякой пищи, как воздух необходимее всего для жизни, так памятование о смертном часе и суде Божием нужнее всего для живущих в суетном мире.

Как можно чаще должно вспоминать всем нам о смертном часе, ибо даже в нынешнее время очень часто случается, что смертный час постигает человека внезапно, особенно тех, которые живут, не заботясь о душе своей.

Страшно подумать, как нам, грешным, предстать пред лице Божие, с чем мы явимся, ибо Господь сказал: «В чем застану, в том и судить буду». Ну что если Он застанет нас в грешной нашей жизни без покаяния? Тогда погибли мы навеки. Здесь на земле, если какое и несчастие постигнет, то оное временно, а в будущей жизни – кто что себе уготовил, то будет на бесконечные веки. Пройдут тысячи лет, тысячи тысяч лет, и не будет конца... Страшно, когда раздумаешься о вечности.

Коротка наша жизнь, как одна минута против вечности. Воспользуемся же ею, будем чаще и чаще размышлять о конце своем, о мытарствах, кои должны будем проходить, и затем об участи своей, какую кто себе уготовит.

Непременно должны чаще ходить в храм Божий и дома поболее молиться Богу. Это большая помощь для спасения души. А кто отдаляется от Бога, тот погибает. Должно, как и чем можно, бедным помогать, ибо это много поможет нам на Суде Божием.

(Из книги «Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха о. Арсения», М., 1899).

Почему «смерть грешника люта»?

– В самый момент смерти человеку открывается духовный мир; кому ты служил в этой жизни, те и встречают тебя. Поэтому Святые отцы умирают с радостью на лице и говорят: «Ангелы за мной пришли». И великий ужас видим мы на лицах неверующих, потому что их окружают бесы. Если ты с Богом был в этой жизни – с Ним будешь и в вечности.

Могут ли живые помочь усопшему своими молитвами, памятью о них?

– Когда душе открывается духовный мир – она переживает непростое состояние. Святые отцы недаром говорят, что душа умершего, как птенец, выпавший из гнезда. И нужно помогать ей молитвой. Есть канон на разлучение души с телом. Его читают сразу, как только человек скончается. Пока гроб с покойником в доме и последующие сорок дней после его смерти читается Псалтирь. Хорошо сорокоуст за упокой заказать, обеденку – чтобы Церковь помолилась об ушедшем в мир иной. Милостыню подавать за него. И впоследствии не забывать про молитву – это тот хлеб небесный, которым мы можем утешить усопших. Это наша любовь к ним.

Многими замечено, что когда мы начинаем отмаливать умерших, то сердце наше успокаивается. Почему после смерти близких некоторые жалуются, что тоска съедает? А это зов души умершего к своим близким, просьба: помолись, помоги.

Так ли уж важно совершить отпевание?

– Разлучение души с телом начинается каноном, и завершается земной путь человека отпеванием. Во время отпевания при чтении разрешительной молитвы священник просит, чтобы Господь простил усопшему грехи, разрешил от них, ведомых и неведомых. Так что отпевание – это как бы продолжение земной исповеди, когда благодать Божия через священника разрешает человека от земной жизни окончательно, отпускает. Поэтому очень важно совершить этот обряд, ведь человек мог не все вспомнить, когда исповедовался, а мог не вспомнить и о самой исповеди и уйти в мир иной с грехами, с неразумно данными клятвами.

Как подготовиться к смерти?

– Верующий человек к уходу в мир иной относится ответственно. Он уходит постепенно, улаживая все свои дела. Он понимает, что, отправляясь на встречу с Богом, на небесный пир, главное – душу свою приготовить, очистить ее. А как? Покаянием и Причащением. Это самое важное в подготовке к смерти – с сокрушением сердечным вспомнить о своих неправедных делах, попросить прощения у Господа. И в земных делах надо навести порядок. Есть ведь вещи, которые родные и близкие не могут доделать за умершего – не могут покреститься за него, повенчаться. Важно распоряжения последние дать, примириться со всеми. Узелочек свой смертный собрать, чтобы родные не бегали в беспокойстве, а обмыли, одели, уложили в гроб, украсили умершего и могли спокойно помолиться за него.

Почему люди умирают?

– Смерть – это закон жизни. Человек, как плод, созревает. Он не может вечно жить на этой земле: мы ведь жители Небесные, душа рвется к Богу. И самое страшное – человека заземлить, сделать его плотским, чтобы он привык к этому миру. Поэтому смерть – это милость Божия к нам.

Человек, который верит в загробную жизнь, понимает, что за все совершенное им на земле придется отвечать. Каждому дан свой талант, свой путь в этой жизни. И закопать его – значит не приумножить то, что дал тебе Бог. Человек в земной жизни должен прирастать для вечности. То, что успеем собрать, с тем и предстанем перед Богом.

Земная жизнь – это наша школа, наша юность. Чему мы здесь научились, что получили – с этим запасом и пойдем в вечную жизнь. А чему должны были научиться? Известна притча о том, что умирал человек, а три друга у гроба стояли. Один говорил: «Я тебя до могилы провожу». Другой: «Я тебе свечку поставлю». А третий: «Я с тобой всегда буду, не разлучусь и после гроба». Умер человек. Жена его до могилы проводила. Деньги ему свечку поставили. А добродетели, которые он приобрел, ушли с ним в вечность.

Самое главное – стяжать добродетель. Истинное богатство –это добрые качества души. Ничего земного мы с собой не возьмем в жизнь загробную. А грехи и добродетели будут всегда с нами.

Жизнь прожили - про Бога не помнили. В старости опомнились, но хватит ли времени на покаяние? Многих беспокоит такой вопрос.

– Мы знаем о евангельском благоразумном разбойнике (Лк. 23:39-43). Христа распяли между двумя разбойниками. Один из них и на кресте поносил Христа, а другой сказал: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И попросил: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В последний момент жизни разбойник исповедал Бога, и Господь даровал ему прощение. Первый, кто вошел в рай, – благоразумный разбойник.

Пока Господь нас терпит – значит, дает нам время для покаяния. Но сколько даст – никто не знает, можно и не успеть, поэтому надо всегда быть готовым к смерти, часто исповедоваться, причащаться, собороваться раз в год, чтобы душа в вечную обитель уходила украшенная, как невеста Христова.

В старости, когда сил остается немного, особенно угнетает сознание своей бесполезности.

– О материальных накоплениях мы заботимся, но ведь важно и духовно нищими не оставить своих детей и внуков. Своей добродетельной жизнью мы для них покров Божий готовим.

Когда человек начинает ослабевать и в преклонном возрасте силы его оставляют, есть дело, которым он должен заниматься, – это молитва за близких и родных. Любой священник подскажет, что если старый человек молится за свою семью, за правнуков, то Господь всю семью хранит. Молодые ушли на работу или учиться, а старики молитвослов, Псалтирь достали и начинают: «Господи, спаси и сохрани», – и перечисляют живых родных и близких и умерших поминают. Одни ушли зарабатывать хлеб земной, а старики – хлеб Небесный должны зарабатывать. Тогда Господь за ваш труд и вас помилует и простит, и деток ваших.

О семейных традициях

К сожалению, мы теряем самую главную традицию – умение жить семейной жизнью.

Каким должен быть настоящий дом?

– Дом должен быть миролюбивым, благодатным, спокойным и благочестивым. Он не должен быть «проходным двором». Дом – это место, куда хочется идти, где тебя любят, где тебя встречают с радостью, где ты чувствуешь себя умиротворенным. Дома ты защищен от воздействия мира сего.

Мир переменчив, веяния разные, но есть ценности, которые вне времени. Традиции, культура – дело семейного хранения. Из рода в род передавался опыт жизни. Поэтому дом как бы вне времени должен быть. Вечное в доме должно накапливаться – то, что из поколения в поколение переходит и никогда не стареет, что наводит на мысли о жизни вечной.

Какие традиции важно в семье сохранять?

– В семье должны быть традиции семейной жизни, то есть традиции соблюдения иерархичности, почитания главы семьи, почитания матери, традиции уважительного отношения друг к другу, постоянного духовного роста. Должна быть традиция семейного проведения времени, когда собираются все вместе за столом, вместе проводят досуг, вместе ходят в церковь.

К сожалению, мы теряем самую главную традицию – умение жить семейной жизнью.

Сейчас чаще видимость семьи есть, а все живут сами по себе: отец – своей, мать – своей, дети – своей жизнью. Но семья – это организм единый, живой. Отец – глава, дети, жена – части единого тела. Если начинается разлад в семье, то у каждого ее члена наблюдается разлад в делах. Каждый отвечает за всех. Кого винить? Все виноваты.

Мы должны уметь угождать друг другу, свое место понимать, стараться не обидеть друг друга, то есть жить семьей. Семья требует жертвенности, она требует смирения, чтобы каждый смирил себя перед близкими, то есть не все себе позволял.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда