Уважаемый читатель!
Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.
Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.
Псалмопение — это молитва
Церковное пение на клире – это послушание. Поэтому священник о певчих молится отдельно. Певчий представляет весь народ, который стоит в Храме. Раньше, в древности, в Храме пели все верующие, и так на самом деле правильно. Но из-за того что получались паузы и путаницы, Церковь которая есть собрание верующих, стала выбирать определенных людей, которые умеют петь и имеют хороший голос и некоторое благоговение, и постановила, чтобы пели только они.
Остальные стоят, и слушают, и поют умом, и радуются тому, что молятся.
Вопрос Старцу: «Имею помысел, что пою тяжело, из-за того что у меня тяжелое произношение»
Я видел, какая ты бываешь и легкой и тяжелой.
Когда легкая – и поешь легко, когда тяжелая – и поешь тяжело. Это зависит от внутреннего состояния. Нужно следить, чтобы совершалось все по чину. В душе порядок, благоразумие. Когда человек поет, не имея доброго духовного устроения, это хуже любой фальшивой музыки.
Потому как доброе вызывает доброе изменение, так и плохое вызывает плохое изменение, если у человека внутри неблагополучно, мелочно, неправые помыслы.
По-хорошему у тех, кто поет в Храме, должно быть более чуткое и нежное сердце и более сладостное и радостное внутреннее устроение.
Вопрос Старцу: «Когда я плохо пою, мне говорят, что нужно исправлять технически»
Нужно начинать с благоговения, рассуждения, а не думать изначально о технике. Искусство без благочестия — пустое.
Голос не виноват, виновато мирское искусство
Может, мне какое-то время не петь? – Петь нужно, бросать или приостанавливать нельзя.
Без благочестия церковное пение как выдохшееся вино
Как расстроенный музыкальный инструмент, который, когда на нем играют, только дребезжит. И нет разницы, громко или тихо, важно, чтобы с благоговением. Тогда и тихое пение звучит смиренно и сладостно, но не уныло и сонливо. И громкое — сильно и сердечно, а не дико.
Когда человек следит за тем, что поет и чувствует, отсюда начинается благочестие, приходит умиление, и все остальное. Поэтому углубляйтесь в смысл, чтобы сердце уязвлялось и чувствовалось. Внутренне воспаряет и духовно изменяется.
Мирской ограничивается нотами, но сердце нельзя ограничить
Чувство псалмопения исходит изнутри, из сердца. Когда ум сосредоточен на смысле, это и дает сердечное чувство — сердце трепещет. Сердце — это музыкант. Сила, сострадание, боль, которые есть у человека внутри, рождают чувство, жизнь, пульс и это придает сладость псалмопению.
Славословие очень высоко стоит для Бога
В славословии есть и покаяние, которое приносит Божественное утешение, так как содержит в себе смирение.
К славословию склонны жизнерадостные люди
Остерегайтесь неблагодарности. Благодарите Бога за все.
Славословие — это радостная благодарность, выплеск благодарности, взыграние. Это взыграние исходит из сердца. Человек может не знать всех слов наизусть, но сердце будет трепетать от радости.
Чтобы ощутить в душе благодарность Богу, очень полезно наблюдать за собой, правильно вести себя по отношению к ближнему и иметь чувство благодарности к людям.
Он будет пытаться отблагодарить при первой возможности любого, кто делал ему когда-то добро.
Человек благодарит Бога за все Благодеяния, и Господь ему воздает много
Смирением и любовию ощущает человек великие Благодеяния Божии и делается благодарным рабом. Далее догонялки: человек благодарит Бога, Бог воздает человеку.
Главное для понимания славословия — это то, что в этой области есть два состояния. Если человек не пройдет через первое, то не может достичь второго. В первом состоянии человек терпит скорби, но все воспринимает правильно. Следует доброму помыслу, обвиняет себя, смиряется, кается и за все благодарит Бога. Благодарю тебя, я достоин худшего, но, боюсь, не выдержу, тогда приходит Божественное утешение, и человек переходит во второе состояние.
В этом состоянии находятся те, кто прошел поприще покаяния и ощутил божественное утешение, которое приходит при оставлении грехов, то есть прошел через радостнотворный плач и достиг славословия. Тогда у человека нет огорчений. Он чувствует священную радость, благодарность Богу.
Для людей, находящихся в таком состоянии, всегда Пасха
Первые слезы — это слезы покаяния. Эти слезы одолевают человека, но они есть Божественное утешение. Когда же душа примирится с Богом, приходят слезы благодарности и славословия, и это слезы радости. Во втором состоянии обходятся небольшим количеством пищи. Веселится сердце.