Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Святость и Лукавство

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я им отвечал: «Если муху спросить, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит, что не знает. А вот консервных банок, навоза, мусора навалом. И муха начнет перечислять все помойки в округе.

А если спросить пчелу: «Видела ли ты в окрестностях нечистоты?», она ответит, что нет не видела, но зато видела множестве цветников и благоуханных мест и начнет их перечислять».

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят во всем доброе. Человек поврежденный и мыслит поврежденно. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, что бы ни увидел, что бы ему ни сказали — включает в работу добрый помысел.

«Понимает ли человек, кто имеет святость, кто лукав а кто нет?»

Да, он понимает как человека лукавого, так и человека святого. Он видит совершаемое кем-то зло, но одновременно видит в творящем зло и его внутреннего человека.

Он различает, что это зло от искусителя, что оно приходит в человека извне. Своими душевными очами он видит собственные прегрешения великими, а прегрешения других малыми. Он действительно видит их малыми, не обманывая себя. Он не презирает их и не считает ниже себя. Он может даже считать таких людей лучшими себя и сознательно по многим причинам терпеть совершаемое ими зло. Он ищет добрый помысел для понимания и оправдания разбойника. А еще он понимает, что сам мог быть преступником, если бы Господь оставил без своей помощи. Относясь ко злу так, человек приемлет многую благодать.

С человеком лукавым происходит обратное. Видя святость праведника, он не знает добрых помыслов, подобно тому, как не знает их и диавол.

Тот, кто совершает добрый помысел, не оправдывает себя, а оправдывает других.

И чем больше он продвигается в отношении духовном, тем больше приобретает свободу и тем больше любит Бога и людей. Тогда он не может понять, что значит злоба, поскольку постоянно имеет о других добрые помыслы, его мысли чисты, и на все он смотрит духовно, свято. Даже падения ближних идут на пользу таком человеку. Он использует их как надежный тормоз для себя самого, чтобы быть внимательным и не потерпеть крушения.

И напротив человек неочистившийся мыслит лукаво и на все вокруг смотрит лукаво. Своим лукавством он пачкает даже хорошее, доброе. Даже добродетели других не идут ему на пользу, потому что омраченный черной тьмою человекоубийцы диавола он и добродетели  истолковывает с помощью своего толкового словаря. Он всегда пребывает в расстройстве и ближних постоянно расстраивает своим духовным мраком. Если такой человек освободился, он должен понять, что ему необходимо очистить свою душу, чтобы к нему пришла духовная просветленность, очищенность ума и сердца.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

схема проезда