Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Реальная духовная помощь

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Читая опыт общения Старцев с людьми, видишь, что ничего не изменилось. Они встречались с теми же проблемами, что и встречаются сейчас современные священники. Люди не понимают Бога, не видят Бога и видеть не хотят. Страсти кипят, и излечивается от них человек лишь тогда, когда понимает, что поможет ему только Бог.

Ниже размещаю оптимизированный мною материал Святых отцов во вопросу исповеди.

Помощь от Бога через покаяние

Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом эти люди не хотят идти к Богу. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил.

Послушай, отец, все, что ты говоришь о грехах, церкви, будущей жизни, – нас это не занимает, это все выдумки. Я был у колдунов, экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что ты это можешь сделать.

Психолог не выход

Люди исповедуются у психолога. Они рассказывают им свои проблемы и просят у них совета. В результате чего психологи бросают своих пациентов в середину реки, большая часть все же тонет, часть выплывает, но их сильно уносит течением, и они обнаруживают себя совсем не там, где хотели бы оказаться. А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Божия Благодать, и человек освобождается от греха.

Кто-то оправдывается, мол, мы не можем найти хорошего духовника.

Отговорки — если он облачен в епитрахиль — обладает Божественной властью. Он совершает таинство и имеет Божественную Благодать. Когда читает разрешительную молитву, стирает все грехи человека, в которых тот поисповедовался с искренним покаянием. То, какую пользу мы получим от исповеди, зависит от нас самих.

«Как мне понять, в чем Воля Божия?»

Всегда, когда есть рядом духовный человек (прежде всего священник) у него нужно спрашивать совета.

Вопрос Старцу: «Когда в моей духовной борьбе случаются падения, я начинаю паниковать»

Не бойся, борьба есть борьба. И раны в этой борьбе тоже будут. Эти раны исцеляются исповедью. Все как на войне: получил рану – идешь в госпиталь. Помимо всего прочего, от ранения солдаты получают опыт и берегутся от вражеских пуль и осколков лучше, чем раньше, чтобы их снова не ранило. Так и мы: если получаем раны во время нашей духовной борьбы, то нам нужно не трусить, а бежать к врачу, духовнику, показывать ему нашу рану, духовно исцеляться и снова продолжать добрый подвиг.

«Некоторые не идут на исповедь от мысли: какой смысл исповедоваться, если снова впаду в тот же грех?»

Это неправильно. Все равно что солдат, получивший рану в бою, скажет: «Раз война еще не кончилась и меня снова может ранить, не буду перевязывать рану». Но ведь если не перевязать рану, но он потеряет много крови и может умереть.

Может быть, эти люди не идут на исповедь от хорошего намерения на исповедь, однако в конце концов они приводят себя в негодность. Видишь, как для того, чтобы обмануть человека, дьявол использует  те дарования, которыми человек наделен.

Если падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдываясь помыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей старой грязи покрываются все новыми и новыми слоями грязи.

Очистить эту грязь потом не просто.

Исповедь в первый раз

Приходя к духовнику в первый раз, надо совершить общую генеральную исповедь за всю свою жизнь. Ведь часто один простой ушиб, если оставить его без внимания. может иметь серьезные для человека последствия. Конечно, когда человек придет к духовнику в первый раз, он принесет с собой 100 грехов, в которых ему нужно исповедоваться.

Придя на исповедь во второй раз, он принесет на исповедь 110 грехов, ведь против человека дьявол начнет очень серьезную духовную брань.

В третий раз человек придет на исповедь уже со 150-ю грехами, однако потом количество грехов будет постепенно уменьшаться, при это духовная брань наиболее сильных страстей будет скачкообразно то усиливаться, то ослабляться достаточно долгое время.

Через некоторое время останется некоторое количество постоянных повседневных грехов конкретного человека.

С помощью исповеди человек утешается, подкрепляет свои силы и Благодатию Божией снова находит решимость для борьбы. Если же человек не упорядочит себя подобным образом, то на него может обрушиться какое-то искушение. В результате, находясь в таком скорбном подавленном состоянии, он надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем.

И если это происходит часто, то и приводить себя нужно часто в духовный порядок.

«В чем причина того, что я не чувствую необходимость в исповеди?»

Может быть, просто ты не следишь за собой? Ведь исповедь – это таинство.

Ходи на исповедь и говори, в чем грешен.

Мелкие грешки тоже имеют очень большую тяжесть. Песочек собирается в большую кучу.

Кроме того, на исповеди старайся быть конкретным. На исповеди недостаточно только назвать свои грехи, к примеру: «Зависть, Гордость» и так далее.

Нужно исповедовать свои конкретные падения, для того, чтобы получить помощь.

А уж если ты исповедуешься в тяжелом прегрешении, например, таком, как лукавство, то подробно нужно исповедовать то, о чем думал и каковы были твои действия. Не совершая такой конкретной исповеди, ты смеешься над Христом.  Если человек не исповедует духовнику истины, не открывает ему своего греха, для того, чтобы духовник мог бы помочь ему, то он сильно повреждается, подобно больному, который наносит здоровью большой вред здоровью, скрывая свою болезнь от врача.

Кто-то несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, и тогда он должен смиренно подойти к нему и попросить прощения, помириться с ним, а затем уму нужно поисповедовать свое падение духовнику, чтобы получить разрешение. Таким образом приходит Благодать Божия. Если человек поисповедует такой грех духовнику, не попросив предварительно прощения у того, кого он ранил, то его душе невозможно прийти в мирное успокоение, потому что согрешивший человек в этом случае не смиряется. Исключением является тот случай, когда обиженный человек умер или его невозможно разыскать, но если у кающегося есть расположение сделать это, то Бог, видя это расположение, его прощает.

Попросили прощение у человека, а потом у Бога

Если мы попросили прощения у человека, но он нас не прощает, в этом случае надо будет просить Бога, чтобы Он умягчил его сердце. Однако Бог может и не умягчить сердце этого человека по той причине, чтобы мы в следующий раз думали, прежде чем вредить другому.

Допустимо ли, совершив какой то грех, оставить его на потом?

Для чего? Для того чтобы он прокис? Ведь, чем дольше ты не выбрасываешь какую-нибудь тухлятину, тем больше она тухнет. Зачем ждать два — три месяца. Нужно идти как можно быстрее на исповедь.

Старец приводит множество примеров, в частности, в данном случае говорит о ране, которая, если не обработать ее и не перевязывать, станет причиной загноения со всеми последствиями.

Обрисовать положение, в котором находимся

Для того, чтобы обрисовать духовнику положение, в котором мы находимся, много времени не нужно. Если совесть работает правильно, то человек описывает свое состояние в двух словах. Но бывает и так, что у человека в голове сумбур. Мне присылают целые тетради с рассказами о себе, и о своих проблемах, хотя достаточно было изложить 1 страницу емко и четко.

«Если во время исповеди кающийся не чувствует той боли, которую он ощущал, совершив грех, значит, нет покаяния?»

Если с момента совершения греха прошло какое-то время, рана начинает затягиваться, и столь сильной боли человек не чувствует. Но надо быть внимательным вот к чему: во время исповеди не должно себя оправдывать.

Приходя на исповедь и каясь перед священником, к примеру, о том, что мы разгневались на человека, хотя по мирской справедливости ему стоило еще и дать тумака, не нужно рассказывать, кто прав и виноват, чтобы не оправдывать себя.

Оправдание себя на исповеди

Человек, который оправдывает себя, не получает внутреннего упокоения, сколько бы он ни попирал свою совесть. Те самооправдания, которыми он прикрывается во время исповеди, ложатся бременем на его совести. А вот тот, кто, имея утонченную совесть, преувеличивает тяжесть совершенных им грехов и принимает от духовника тяжелую епитимью, чувствует неизреченное радование.

После исповеди

После исповеди не должно быть никакой тяжести. Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые «кредитные книги». Приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, приходят тишина и умиротворение. Это изменение настолько заметно даже внешне, что я советую некоторым людям сфотографироваться после исповеди :)

Ведь внутреннее духовное состояние отображается и на лице человека. Таинства Церкви совершают Чудеса.

Не всегда после исповеди появляется радость. Необходимо покаявшемуся любочестное признание того, что Господь подал ему милость, нужно чувствовать себя так, как будто тебе простили долг. Благодари Бога и переживай, чтобы не совершить те же грехи.

Проявление эгоизма

Если человек впадает в печаль после того как его отругал духовник за какой-то грех, то это проявление эгоизма.

Те, кто не принимает от духовника замечаний, не исправляются.

Если есть несогласие с духовником, нужно открыть свой помысел на исповеди.

Если человеку что-то видится не так, как духовнику, неполезно для души такого человека настаивать на своем мнении, потому что он не знает, что кроется за тем или иным действием, которое он может считать правильным.

Например, человеку духовник не может что-то открыть из-за тайны исповеди.

Если человек думает, как угодить настоятелю своим пением, то ни петь у него нормально не получится, ни настоятелю угодить, если человек хочет угодить Богу, то у него получиться петь, и его пение будет всем в угоду.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда