Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

Смирение

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Смирение

Очень интересное описание можно увидеть в трудах Игнатия Брянчанинова:

«Страх Божий. Глубокое познание своего несовершенства. Изменение взора на ближних. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Проверка себя. Прямота. Бесстрастие. Мертвость ко всему греховному. Умиление. Отвержение и забвение льстивых обычаев, слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться»

В трудах Паисия Святогорца о смирении говорится столько же много, сколько о внимательности и рассуждении. Только вот внимательность и рассуждение помогают человеку избежать искушения, а вот смирение часто помогает из искушения выйти.

Хотя каждый случай, конечно, индивидуален и бывают многие другие пользы от перечисленных выше добродетелей.

Много писать смысла нет, просто почитайте, что говорил Старец о смирении:

«Если у человека нет смирения, к нему не может приблизиться ни одна добродетель».

«Смиренный человек источает ароматы духовного благоухания, простоту, кротость, любовь без границ, доброту, незлобие, жертвенность, послушание. У него есть нищета духа, поэтому он и владеет всем».

«В минуту человек может как принять благодать, так и растерять в гордости».

«Благодать Божия сходит только на смиренного кроткого человека. На таком почивает Дух Божий».

«Смирение отверзает двери небесные, и приходит на человека благодать Божия».

«От одного смиренного помысла человек начинает светиться, сиять. Когда человек принимает всю вину на себя, на него изливается Благодать Божия».

«Но чтобы для человека смирение стало постоянным состоянием и в нем пребывала Благодать Божия, требуется духовная работа».

«Смирение возделывается любочестием и удобряется падениями».

«Любочестный человек все, что имеет, – все приписывает Богу, благодарит, радуется».

«И чем больше смиряется и прославляет Бога, тем сильнее на него изливается Благодать Божия».

«Смирение от падений — это вынужденное смирение».

«Несомненно, добровольное смирение большая ценность, чем вынужденное».

«Добровольное смирение – хорошая почва, а вынужденное смирение — это оплата долгов по счетам».

«Мужайся, добрый человек, и в конце  концов Христос победит».

«Познание себя рождает смирение. Потому что, чем больше человек узнает себя, тем шире раскрываются очи его души, он лучше видит свою великую немощь».

«Если человек смиряется рассудочно, то оно подходит только для того, чтобы уберечь голову и не потерять репутацию».

«Смиренные помыслы тоже не суть, потому как смирение должно касаться сердца и менять человека».

«Самому себя легко смирять, но это не значит, что у человека есть настоящее смирение».

«Настоящее смирение распознается: когда человек унижает, и ты это принимаешь, подлинное смирение на деле, а не на словах».

«Меня задевают, я отвечаю. Не имеешь смирения – вот и отвечаешь».

«Может ли человек иметь несмирение, но быть кротким?»

«Смиренный человек кроток, но это не значит, что, кто кроток, тот смирен. В кротости должно быть смирение, потому что если его нет, то человек внешне может казаться кротким, но внутри быть исполненным гордости».

«Когда тебе дается возможность смиряться, смиряйся. Веди себя просто, как земля принимает и дождь, и град, и мусор, если хочешь освободиться от своих страстей».

«Люди, которые не имеют доброго духовного расположения, поступают с нами грубо и своим поведением нас унижают. Если хотим стяжать смирение, будем трудиться и через этих людей стяжать Божественную Благодать. И на них не иметь зла, потому что Господь нас смиряет через них».

«Смиренное расположение никогда не уязвляет другого, потому что у смиренного человека всегда есть любовь».

«Чтобы чувствовать себя ниже, думай, что у тебя много дарований но ты их не развиваешь».

«Если ты почитаешь и любишь человека, имеющего добродетель, это значит, что у тебя есть смирение и ты на самом деле любишь добродетель».

«У всех людей есть недостатки, есть и добродетели, которые они либо унаследовали у своих родителей, либо стяжали подвигом, в каком-то на 20%, в каком-то на 50%, в каком-то на 90%.

Следовательно, от каждого человека можно научиться чему-то хорошему, приобрести пользу и помочь другим. С другой стороны, в этом и состоит православных дух».

«Смирением человек просвещается и никогда не претыкается на своем духовном пути, преодолевает все препятствия».

«Смиренный не падает, потому что ходит низко».

«Духовное преуспевание есть там, где есть смирение. Нашедшие путь смиренномудрия преуспевают в духовной жизни быстро, последовательно и без труда».

«Настоящее смирение приносит надежду, а не отчаяние, настоящее смирение дает подвиг легким».

«Человек должен видеть только собственные падения и не видеть своего духовного роста».

«Смиренные и незаметные воины Христовы умнее всех в мире, потому что им удается Хранить свое духовное богатство в сокровищнице у Бога. Поэтому мы должны радоваться, что живем незаметно».

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда