Сайт православного священника
иерея Николая Осипова

О милосердии и милостыни

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

О милосердии и милостыни

Термин «милосердие», «милость» означает состояние души человека, при котором он испытывает жалость, умиление, заботу, доброе расположение к человеку, а также всепрощение, приязнь, радость и, что называется в обычном человеческом употреблении, любовь.

Добродетель милосердия проявляется как:

  1. Милосердие и милость.
  2. Милостыня – помощь неимеющему, нуждающемуся.
  3. Пожертвование. Это жертва Богу, людям и Церкви. Т.е. когда человек жертвует от себя. Жертва связана с некоторым ущербом – человек что-то от себя отделяет и отдает, приносит в жертву.
  4. Дарение – безвозмездная передача какого-то предмета, денег и т.д. Дарение тоже есть вид милостыни.
  5. Благотворительность. Она здесь подразумевается как некоторая деятельность, состояние, работа человека, социально-общественная деятельность, когда человек трудится в благотворительности.
  6. Заем – вид милостыни, когда мы даем в долг. Казалось бы, что здесь такого? Господь говорит: «Всякому просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся», потому что заем – это тоже вид милостыни. Это такая форма милостыни, когда ты можешь дать человеку деньги или ещё что-то в долг, что ты не можешь пожертвовать. Они самому тебе нужны в каком-то случае, но ты можешь это дать на некоторое время, чтобы помочь человеку справиться с определенными трудностями.

Обратите внимание на изречения Преподобного Макария Оптинского:

Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. Оная милостыня есть подаяние токмо без смущения и разбирательства — хоть немного подать, но с благим произволением и надеждою

Преподобный Макарий

 

Милостыни ради не должно входить в долги. В историях церковных нигде не видно, чтобы кто-либо и из примерных милостынелюбцев связывал себя долгами ради милостыни. Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью....

Преподобный Макарий

Состояния милостыни:

  1. Внешнее состояние, когда человек делает милостыню по некоторой традиции, по обычаю, он движим некоторыми внешними моментами. Сегодня так делают многие из нас – когда ходим в храм, даем денежку нищим, потому что «все дают».
  2. Внутреннее состояние – это сердечное, которое является основой милостыни. Это есть её внутренняя сторона, и есть, собственно, сама милостыня. Без этого милостыня не приемлется. Обязательно должна быть некоторая жалость сердца, милосердие, умиление, желание помочь человеку. Если этого нет – нужно себя на это настраивать.
  3. Также мы можем ещё отметить милость к умершим. Все православные знают, что это – молитва за них. Ещё: пожертвование в храм (на канун или парастас), творение милостыни за умершего, уход за кладбищем, помощь оставшимся родственникам умершего (семье, детям). Господь говорит: «Милующий вдову и сироту любезен Мне». Потому что человек, который это делает, он, во-первых, память умершего чтит, во-вторых, помогает умершему той помощью, которая, кроме молитвенного поминовения, для него самая главная. Т.к. он был за семью в ответе перед Богом, ему бы хотелось, чтобы они были сыты, обуты, одеты и не болели.

Милость и милосердие являются добродетелью против: гнева, сребролюбия, сребролюбия, жадности, скупости, накопительства, эгоизма, себялюбия, эгоцентризма, жестокосердия.

С чего начинается милосердие и милость?

  1. Покаяние. Оно дает человеку новизну духа, трезвость мыслей, просвещает очи ума, очи души, очи сердца. И когда человек начинает в покаянии разбираться в своих грехах, в своих страстях – он очень многое приобретает. Потому что, чтобы измениться, нужно понять – а в чем ты плох? Покаяние есть изменение.
  2. Изучение заповедей Евангелия о милостыни.
  3. Изучение святоотеческого учения о милостыни – как Святые отцы учат благотворить, миловать, развивать в себе дар милосердия.
  4. Нам нужно уметь войти в положение нищего, просящего человека, который просит перед нами – просто себя поставить на его место. Это очень сложно, но это помогает нам приобрести милосердие.

Как подавать милостыню?

  1. Итак, суть милостыни – не материя, а внутреннее расположение человека. Как говорят Отцы, если ты милуешь, но сердце твое не имеет милосердия – милостыня сия не принимается. Поэтому мы говорим о том, что надо располагать себя к радостному благотворению. Мы должны подавать милостыню без ожидания благодарности от человека.

    Обязательно сделанное надо забывать сразу, как сны.

  2. Подавать нужно со смирением, потому что «мы рабы ничего не стоящие, и сделали только то, что должны были сделать», – говорит евангелист Лука.

  3. Давать взаймы нужно столько, сколько не жалко потерять. Это сегодня один из принципов, когда ты человеку даешь в долг. Понятно, когда занимают близкие, это серьезно. А людям посторонним нужно давать взаймы столько, сколько не жалко потерять. Потому что если дашь больше, потом можешь пожалеть. Допустим, готов распрощаться с 20 000 рублей? Не готов – не давай. Потому что потом будешь сам себя корить. Если же пришел к тебе человек просить взаймы, и ты чувствуешь, что способен потом все это перенести во славу Христа – то давай.

  4. Если обещал кому-то пожертвование, или милость, или дать взаймы – не допускай того, чтобы тебе напоминали дважды. Не унижай человека. Или дай и побеспокойся о том, чтобы это было сразу, или не давай вообще. Чем человек должен тебе звонить, унижаться, просить у тебя, выклянчивать – это грех.

  5. Сугубая милостыня – это двойная милость, когда мы предугадываем, предупреждаем помощь человеку. Видим, что человек нуждается, и прежде чем он нам может об этом сказать, попросить, мы сами уже предугадываем это и помогаем ему. Это происходит от внимательного, духовного сердца.

  6. Великая милостыня – когда человек благотворит в ущерб себе. Т.е. снимает с себя и отдает другому, остается сам ни с чем. Это есть великий подвиг.

«Высокое благотворение, – говорит Иоанн Златоуст, – когда мы благотворим тем, кто не может нам воздать». Вот мы сегодня многие благодеяния оказываем людям, и мы надеемся получить какую-то пользу, взаимовыгоду. Но высокое дело, когда ты даешь тому, кто вообще никаким образом не может тебе воздать.

Как принимать милостыню?

  1. Человек должен принимать помощь со стыдливостью и скромностью.
  2. С благодарностью и долгой памятью о том, что нам сделали. Человек быстро забывает о том, что ему оказали помощь. А это важно – быть благодарным, очень долгое время помнить, молиться за этого человека.
  3. С молитвенным поминовением. Когда человек помогает нам, мы должны за него молиться, это есть первейшая наша обязанность. В поминальной молитве вечернего правила, мы говорим: «Благотворящим благосотвори, милующим нас грехов оставление даруй». Мы молимся о тех, кто милует нас, питает, греет, потому что Господь принимает молитвы тех, кого облагодетельствовали.

Как не должно подавать?

Как мы не должны подавать милостыню людям? Какая милостыня является грехом?

  1. Когда мы подаем с презрением, надмением и пренебрежительностью. «Да на, возьми, только отстань» и т.п. Бывает, гримасу на лице делают такую, чтобы просто потом больше человек не приходил.

  2. Ещё есть такой распространенный грех (он есть у каждого из нас) – «На, Боже, что нам негоже». Что-то валяется ненужное – «давай соседу подарим». Нужно давать то, что нужно человеку. То, что тебе не нужно, – это не значит, что это кому-то пригодится. Это не милость и не милосердие — это чувство своего рода жадности и скупости, сам человек говорит «жалко выбросить»... и отдает с этими чувствами.

  3. Когда мы жертвуем, мы должны быть внимательными и бояться унизить человека. Чтобы от нашей милостыни человек не мог бы унизиться. Бывают такие случаи в жизни, когда мы можем человеку так дать, что мы его унизим. Когда мы делаем подарок и т.д. – надо обращать внимания на все тонкости. Если нам дают подарок, который нас унижает – мы должны его принять со смирением и благодарностью. Но сами мы должны бояться дать человеку то, что его унизит, потому что это неправильно.

  4. Благотворить без промедления, неохоты и вялости. Когда мы человеку что-то пообещали или хотим помочь – сделать это нужно сразу, не надо медлить, юлить, ждать четверга или понедельника. Есть дело – сделать нужно сразу, человек ждет. Не будем заставлять его напоминать нам дважды.

  5. Не давать денег взаймы с процентами. Деньги в рост – это грех ростовщичества. Многие люди сегодня торгуют этими деньгами, дают их под проценты. Это, конечно, является грехом.

  6. Нельзя оказывать милость на вред, на грех, на преступление. Бывает так, что человек может дать деньги на аборт.

  7. Мы не должны давать так, как будто мы делаем великое одолжение или снисхождение человеку: «Вот, возьми, и запомни на всю жизнь, что именно я тебя облагодетельствовал».

  8. Ни в коем случае, а тем более человека потыкать, напоминать ему, – избави нас Бог от этого. Пожертвовал - и забудь. Это Бог твоими руками сделал.

    Нельзя жертвовать чужое, краденое и нечестным путем заработанное. Очень распространено бывает, человек украдет – потом придет и пожертвует.

Как не должно принимать?

  1. Когда нам дают, как мы не должны принимать милостыню? Очень часто у нас бывает так: когда нам человек хочет помочь, мы начинаем отговариваться: «Этого не надо, да что вы, я сам, ни в коем случае». Такие отговорки – это неправильно. Есть такая хорошая русская поговорка: «Дают – бери, бьют – беги». Св. Иоанн Кронштадтский говорит о том, что если дают деньги (например, священнослужителям за требы) – надо брать, потому что если люди хотят помочь, не надо из себя строить самостоятельного, независимого, сильного, смелого. Да, ты такой и есть, но ты временно нуждаешься, и если тебе кто-то хочет помочь – ты должен принять это с радостью и с благодарением, а не умничать. Вот это так нехорошо, когда, бывает, встанут в коридоре двое: один дает, второй не принимает. И этот подарок они друг другу двигают. Надо принимать, с благодарением, со смирением, и не переговариваться.
  2. Также нам нужно бояться чувства, что нам мало дали, когда нам жертвуют или милуют. Если тебе кто-то вообще нисколько не дает, ни в коем случае нельзя обижаться.

Как просить милостыню?

Если есть нужда, то просить нужно. Это как раз есть борьба с гордостью, первое движение к смирению. Есть люди, которые ни за что не попросят, – с голоду, стиснув зубы, умрут, но не пойдут, у соседа стакан не попросят.

Когда у нас есть сильная нужда и мы сами бессильны в этом, мы должны просить. Мы должны обращаться за помощью, потому что это очень полезно, это смиряет нас. Это помогает нам признать помощь от других людей, чтобы мы немножко смягчились своими сердцами, поняли, что не от нас многое зависит. Это часто бывает, когда люди болеют и т.д.

Просить мы можем только на благие дела. На грех просить никто не должен, на преступления и т.п.

Также просить нужно без обмана. Т.е. когда ты приходишь к человеку за помощью, ты

должен честно сказать, что у тебя есть.

И, конечно, не должно, чтобы прошение стало нашим образом жизни. Нищие-профессионалы это грех. Подавать таким нужно, но самим становиться такими – это грех.

Кому подавать милостыню?

  1. Жертва Богу (десятина в Храм). Когда человек жертвует для Храма Божиего. Это обязательно и никем не оспаривается. Десятина – это 10% от чистых денег, которые ты имеешь. Сегодня десятина потеряла свое конкретное, статусное понимание. Теперь наша десятина заключается в том, что мы платим за свечи, за требы, жертвуем на храм. И сегодня христиане обычно делают так – откладывают десятую часть своей заработной платы и занимаются помощью заключенным, больным, отсылают кому-то посылки, т.е. на эти деньги занимаются таким благотворением. Или откладывают и благотворят с этого потом нищим, что как-то неверно, потому что от десятины ещё и благотворишь. Тогда отдай эту десятину сразу на добрые дела. А давать с неё же нищим – это как-то не очень правильно. Например, сегодня при некоторых храмах действует такая практика – приносят 10-ю часть своих денег и отдают, допустим, в тюремный отдел, это правильно. А с этой десятины, которую ты отложил, подавать нищим – это неправильно. Потому что десятину ты должен отдавать в храм, и если в храме всё есть, она идет на конкретные добрые дела.
  2. Жертва в приюты, в богадельни, и другая социальная благотворительная деятельность. Это тоже никем не оспаривается. Сюда мы тоже должны подавать, не спрашивая. Пришел – отдал.
  3. Помощь истинно нуждающимся. И вот здесь-то самый вопрос – а кто же истинно нуждается?

Наши родные, конечно, подходят под эту категорию. Благотворить родным – Сам Бог велел.

Господь говорит следующее: «Всякому просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся». Это значит, что всякий, кто просит, должен от тебя получить.

Влияние милостыни на природу человека

Святые Отцы говорят следующее:

  1. Милость врачует страсти, пороки, вытесняет их, изгоняет (прежде всего, от милосердия погибает страсть сребролюбия).
  2. Милость изгоняет страсть сребролюбия, потому что это два антипода. Две противоположные точки, которые вместе никогда не могут быть. Либо сребролюбие в нашем сердце, либо милосердие. Одно изгоняет другое.
  3. Милостыня очищает грех, – сказано в Притчах. И у пророка Даниила сказано, что милостыня очищает человеческие беззакония. Помните заветы Отцов наших, когда человек обращается от греха к добродетели, первое, что ему говорят, – «твори милостыню, дабы Господь простил тебе твои грехи». Т.е. преклони Милосердие Божие к себе творением милостыни, добрых дел.

Влияние милостыни на душу человека:

Милостыня есть пища души. Душа милостыней окормляется, крепнет. Очень сильно укрепляется душа, – говорит авва Евагрий, – потому что она получает от милостыни твердость, широту, сразу в душе возникает благодарение Богу. Душа радуется и, можно сказать, полностью «твердеет».

Милостыня очищает совесть человека, пробуждает её, делает человека более совестливым.

Милостыня приближает сердце человеческое к Богу, потому что Бог любит милующее сердце. Порождает в сердце надежду и радость. Когда человек милует, у него в сердце всегда будет рождаться надежда о том, что и он будет помилован Богом. И от этого у него всегда будет в душе радость. И когда он будет просыпаться каждое утро, он всегда будет благодарить Бога за то, что есть Господь, за то, что Он Милостив и Человеколюбив.

Влияние милостыни на дух человеческий:

  1. Прежде всего, молитва становится действенней, крепче, внимательней, т.е. доходит до Бога.
  2. Пост становится твердым, благоговейным.
  3. Милостыня избавляет от геенны.
  4. Милостыня привлекает благодать Святого Духа.

Как говорит святитель Феофан Затворник, кто хочет спастись в современном мире, тот пусть вооружится милостыней. Потому что милосердие есть добродетель, которая нас спасет в последние времена быстрее всех. Она даст нам полностью прощение, помилование, и Господь примет нас в Свои Святые Обители.

Смотрите так же:

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

© 2016-2018

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Тел. священника: 8-927-692-73-83

Место служения: Храм, освященный в честь мученика Трифона

Адрес храма: 443033, г.о. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, д. 1

схема проезда